Civil alert 19.10.17

Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Настоящим законом внесены изменения относительно субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в частности, статья 10 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» признана утратившей силу, а также введена в действие глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве».

1. Изменены правила подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, в частности увеличены сроки для обращения с вышеуказанным заявлением, а также впервые закреплена возможность возбудить дело против контролирующих должника лиц по окончании конкурсного производства

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц теперь может быть подано на самых ранних стадиях банкротства. Введение процедуры конкурсного производства отныне не является необходимым условием для инициирования производства.
Изменены положения законодательства относительно трехлетнего ретроспективного срока, в течение которого можно привлечь лицо к субсидиарной ответственности, а именно его исчисление с момента возникновения признаков банкротства, а не от даты возбуждения дела.
Законодатель тем самым разрешает проблему привлечения к ответственности фактически причастных к ущербу лиц, а не «подставных», которые, как правило, оказываются вовлеченными в процесс банкротства ввиду недобросовестного затягивания начала процесса признания компании-должника несостоятельным.
Помимо всего перечисленного, Законом также урегулирована возможность подачи заявления по окончании конкурсного производства, но не позднее трех лет, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к ответственности, а также не позднее десяти лет, когда имело место действие или бездействие, являющееся таким основанием.Вне рамок дела о банкротстве, если оно было прекращено в связи с отсутствием средств для возмещения судебных расходов или заявление о признании должника банкротом было возвращено, также возможно инициирование процесса привлечения к субсидиарной ответственности в пределах вышеназванных сроков. При этом Закон предоставляет возможность обратиться с заявлением в арбитражный суд о восстановлении срока в случае его пропуска в пределах двух лет с момента истечения указанных сроков.
Законодательный и судебный подход долгое время исходил из возможности рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности только в рамках процедуры банкротства. Именно при таком подходе, по мнению Мифтахутдинова Р.Т., соблюдаются принципы пропорциональности и очередности. На наш взгляд, новеллы законодателя не нарушают указанные принципы и представляют собой эффективный механизм разрешения проблемы привлечения к ответственности действительно виновных в банкротстве организаций лиц.

2. Расширен круг субъектов, подпадающих под категорию контролирующих должника лиц

К числу инициаторов привлечения к ответственности Закон стал относить кредиторов по текущим обязательствам. Не так давно к их числу были причислены работники должника, что свидетельствует о тенденции расширения круга заявителей.
Европейский подход, напротив, возлагает все основные полномочия на одно лицо, как правило, конкурсного управляющего. Заимствование данного подхода в российской правовой действительности не представляется целесообразным ввиду неразвитости эффективных механизмов гарантий реализации прав кредиторов при условии отсутствия у них права на обращение с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Новый Закон также определяет причастность к категории контролируемых лиц не только путем указания на формальные критерии (в частности, на право давать указания, должностное положение, родственные связи и так далее), но и на основании возможности иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Анализ судебной практики подтверждает оперирование преимущественно формальными критериями при разрешении споров до внесения анализируемых нами поправок в Закон о банкротстве, что зачастую приводит к привлечению к ответственности номинальных руководителей организаций. Тем самым, данная норма позволит избежать подобных ситуаций на основании учета фактических обстоятельств в деятельности компании-должника.
Также законодатель предусмотрел открытый перечень оснований, по которым арбитражный суд может привлечь лицо к субсидиарной ответственности.

3. Новые обязанности органов управления организации позволят избежать затягивание инициирования процедуры банкротства

При обнаружении признаков банкротства у контролирующих лиц возникает обязанность в течение десяти дней внести сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц относительно обстоятельств, свидетельствующих о праве или обязанности обратиться с заявлением о банкротстве.
Данное положение, на наш взгляд, позволит эффективно разрешить проблему затягивания возбуждения дела о банкротстве, поскольку в случае неисполнения возложенной обязанности возникнут основания для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности.
При выявлении признаков и обстоятельств, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)», руководитель организации, а также иные лица, которых в соответствии со внесенными изменениями можно признать контролирующими, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов юридического лица, в том числе, не предпринимать действия, способные ухудшить его финансовое положение.
Ввиду повсеместно распространенной практики осуществления сомнительных хозяйственных операций и слабо развитого института привлечения к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство, расширение регулирования механизмов гарантий реализации прав кредиторов на уровне законодательства о банкротстве и Кодекса РФ об административных правонарушениях представляется наиболее целесообразным вариантом решения насущной проблемы.
Также, в случае необращения (по истечении одного месяца) руководителя с заявлением о банкротстве организации, уполномоченные лица обязаны в течение десяти дней созвать досрочное собрание органа управления для принятия решения об обращении с соответствующим заявлением.

4. Добавлены новые составы, влекущие наступление субсидиарной ответственности для контролирующих должника лиц, а также уточнены условия ее наступления

Новеллы в области составов предусматривают ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, за нарушение законодательства о банкротстве, а также за неподачу или несвоевременную подачу заявления о банкротстве.
В последнем случае также следует отметить тенденцию отхода от формального подхода, которая выражается в возможности привлечения к ответственности только при наличии причинно-следственной связи между неинициированием процедуры банкротства и наступлением неблагоприятных последствий для кредиторов.

5. Расширен перечень фактических обстоятельств, презюмирующих наступление ответственности для контролирующих лиц

В качестве новаций в области презумпций следует выделить отсутствие или искажение документов, обязательных в силу закона для хранения, а также невнесение или предоставление недостоверных сведений, необходимых для отражения в Единый государственный реестр юридических лиц и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Вектор законодательства на расширенный учет фактических обстоятельств не нивелирует роль формальных презумпций виновности контролирующих лиц в наступлении банкротства организации. Появление данных новелл оправданно ввиду того, что само по себе наличие данных признаков может свидетельствовать о сомнительном характере проводимых в организации хозяйственных операций, что, в свою очередь, подтверждает наличие вины задействованных в этом процессе лиц.

6. Предусмотрена законодательная возможность для контролирующих должника лиц избежать наступление ответственности

Новый закон вводит понятие «номинального» руководителя или органа управления, которым предоставляет возможность освободиться от субсидиарной ответственности полностью или частично, если докажут отсутствие определяющего влияния на деятельность организации, а также окажут содействие в выявлении фактических бенефициаров.
Последствия данного нововведения могут сказаться на расширенном использовании судами свидетельских показаний. Риск получения ложных свидетельских показаний потенциально может возрасти в свете предоставленной законодателем возможности освобождения от ответственности.
Более того, решение указанного вопроса отнесено на усмотрение суда, в связи с чем данное положение Закона не может полностью гарантировать избежания ответственности субъектов на деле.

7. Расширен перечень способов взыскания в свою пользу денежных средств

Закон наделяет кредиторов правом выбора взыскания задолженности в конкурсную массу с последующим ее перераспределением между кредиторами, продажи этого требования должником и, наконец, уступки кредитору части требования пропорционально размеру его обязательств. Презюмируется выбор в пользу варианта продажи требования должником в случае неуведомления арбитражного управляющего о принятом решении. Следует также отметить, что управляющий обязан в течение пяти рабочих дней с момента принятия судебного акта о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности уведомить кредиторов об их праве выбора относительно способа распоряжения.

8. Закреплена возможность наложения обеспечительных мер, а также заключения мирового соглашения в рамках производства дела о привлечении к субсидиарной ответственности

Суд вправе наложить арест или принять иные меры в отношении имущества контролирующего лица, привлекаемого к ответственности, а также в отношении имущества иных лиц, в отношении которых ответчик является контролирующим лицом.
Данная новелла потенциально может увеличить шансы удовлетворения требований кредиторов, в то же время способна увеличить и риски наступления материальной ответственности виновных в банкротстве должника лиц.
В рамках рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности теперь предусмотрена возможность завершить дело путем заключения мирового соглашенияпо правилам, установленным главой 15 АПК РФ. При анализе данной законодательной новеллы можно также усмотреть намерение законодателя установить фактические обстоятельства дела, в частности, содержится необходимое условие раскрытия ответчиком сведений о размере имущества, достаточного для исполнения соглашения. Законом вносится требование относительно круга лиц, в отношении которого может быть утверждено мировое соглашение, а также устанавливается критерий единогласного одобрения условий лицами, выступающими на стороне истца.
Таким образом, законодатель стремится, с одной стороны, предоставить возможность сторонам самостоятельно урегулировать возникшие обязательственные отношения, но с другой стороны, формализует данную процедуру требованиями, способствующими наиболее объективному распределению имущества должника.

Выводы и рекомендации 

Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ является последовательным продолжением реформы положений Закона о банкротстве.
В результате принятия анализируемого закона предполагается сведение к минимуму практики уклонения от ответственности лиц, действительно виновных в причинении ущерба организации, путем затягивания инициирования процесса банкротства.
Новеллы, предусмотренные законодательством, направлены на преодоление формализма в процедуре признания должника несостоятельным, на установление фактических бенефициаров компаний-должников, на результативное привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, а также на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов, обеспечение прав которых является приоритетной задачей института субсидиарной ответственности.

Специалисты компании готовы обсудить конкретные случаи применения нового Закона и оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.