Tax alert 20.09.17

В Уголовный кодекс РФ внесены изменения, устанавливающие ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов 

Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (Закон № 250-ФЗ) установлена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов, а также определен порядок взаимодействия между органами дознания, предварительного следствия, территориальными органами страховщика и налоговыми органами в связи с рассмотрением сообщений о преступлениях, связанных с неуплатой страховых взносов, установлены особенности возбуждения и расследования уголовных дел о неуплате страховых взносов.

Основные положения Закона № 250-ФЗ о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ 

1. Изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ об уголовной ответственности лица, обязанного уплачивать в бюджетную систему РФ страховые взносы, при наличии признаков соответствующих преступлений, вступили в силу с 10 августа 2017 года.
С учетом принципа обратной силы уголовного закона (статья 10 Уголовного кодекса РФ), в связи с установлением преступности деяния, ранее таковым не являвшимся, действие Закона № 250-ФЗ не распространяется на лиц, совершивших уголовно-наказуемую неуплату страховых взносов до даты вступления такого закона в силу.
Действия (бездействие) лица, содержащие признаки преступлений, связанных с неуплатой страховых взносов, начиная с 10.08.2017 включительно будут квалифицироваться как преступление при установлении всех признаков его состава, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ.
Ответственность за неуплату страховых взносов распределяется по различным статьям Уголовного кодекса РФ в зависимости от вида страховых взносов, а также от государственного органа, к ведению которого отнесено администрирование соответствующего вида страхового взноса.
Страховыми взносами, администрирование которых с 1 января 2017 года возложено на ФНС России (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», п. 3 ст. 8 НК РФ), являются взносы на:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование.

Ответственность за неуплату этих взносов, в зависимости от субъекта, обязанного уплатить соответствующие взносы, предусмотрена:
а) статьей 198 УК РФ – в случае уклонения от уплаты страховых взносов физическим лицом — плательщиком страховых взносов;
б) статьей 199 УК РФ – в случае уклонения от уплаты страховых взносов организацией.
В отношении неуплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, администратором доходов и расходов по которым, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), в Уголовный кодекс РФ введены новые статьи:
а) статья 199.3 УК РФ – предусматривает ответственность в случае уклонения страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд — ФСС РФ;

б) статья 199.4 УК РФ – предусматривает ответственность в случае уклонения от уплаты страховых взносов в ФСС РФ страхователя — организации.
Статья 199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента) дополнена примечаниями об определении крупного и особо крупного размеров неуплаты страховых взносов и условиях освобождения от уголовной ответственности за совершение указанного преступления. Ранее для статьи 199.1 УК РФ использовалось примечание статьи 199 УК РФ. На сегодняшний день характеристики крупного и особо купного размера и условия освобождения от уголовной ответственности, указанные в примечаниях к этим статьям, совпадают.
Статья 199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов) дополнена ответственностью за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки, в отношении неуплаты страховых взносов. В остальном статья оставлена без изменения.
Во всех перечисленных статьях уголовная ответственность зависит от размера неуплаты: части первые каждой из перечисленных статей предусматривают неуплату в крупном размере; неуплата в особо крупном размере является квалифицирующим признаком преступлений, предусмотренным частями вторыми каждой из статей (в частях вторых статей 199 и 199.4 УК РФ самостоятельным квалифицирующим признаком является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, других квалифицирующих признаков нет).
Все рассматриваемые статьи УК РФ (кроме ст. 199.2 УК РФ) содержат примечания, смысл которых общий для всех составов преступлений: виновное лицо освобождается от уголовной ответственности в случае совершения им соответствующего преступления впервые при условии уплаты суммы недоимки по страховым взносам с пенями и штрафом в полном объеме. Соответствующие дополнения к условиям освобождения от уголовной ответственности внесены и в часть первую ст. 76.1 УК РФ.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ уже содержал нормы о порядке взаимодействия органов дознания, предварительного следствия и налоговых органов, иных особенностях расследования налоговых преступлений. Изменения, внесенные Законом № 250-ФЗ, распространяют действие этих норм и в отношении преступлений о неуплате страховых взносов.

Краткое содержание изменений уголовно-процессуальных норм:
Уголовное преследование виновного лица прекращается судом (а также следователем с согласия руководителя следственного органа), при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК РФ или частью первой статьи 76.1 УК РФ, при условии возмещения ущерба (уплаты недоимки по страховым взносам с пенями и штрафом), произведенного до назначения судебного заседания по уголовному делу (статья 28.1 УПК РФ).
Уголовные дела о преступлениях, связанных с неуплатой страховых взносов, максимальное наказание по которым не превышает трех лет лишения свободы (статьи 198, 199.3, части первые статей 199, 199.1, 199.2, 199.4 УК РФ), несмотря на формальную подсудность мировым судьям, подсудны судьям районного суда (статья 31 УПК РФ).
Предметы и документы, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам о неуплате страховых взносов, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам уголовного дела (статья 81.1 УПК РФ).
В соответствии со статьей 108 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений о неуплате страховых взносов не применяется, за исключением случаев, когда: привлекаемое к ответственности лицо не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
Дополнительно к общему порядку рассмотрения сообщений о преступлениях, предусмотренному статьей 144 УПК РФ, частями 7-9 данной статьи предусмотрены особенности, касающиеся рассмотрения сообщений о неуплате страховых взносов:

  • Следователь в трехдневный срок с момента получения от органа дознания сообщения о преступлении направляет копию сообщения о преступлении (в зависимости от вида неуплаченных страховых взносов) в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете плательщик страховых взносов, либо в территориальный орган ФСС РФ, с приложением документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по страховым взносам.
  • Налоговый орган или территориальный орган ФСС РФ не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

направляют следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации об уплате страховых взносов и о правильности расчета предполагаемой суммы недоимки (в случае проведения соответствующей проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа ФСС РФ);
информируют следователя о том, что в отношении плательщика страховых взносов или страхователя проводится соответствующая проверка, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
информируют следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации об уплате страховых взносов в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении соответствующей проверки.

  • В случае получения заключения налогового органа или территориального органа ФСС РФ, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении от органа дознания, следователем должно быть принято процессуальное решение (о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении, передачи материалов по подследственности). Уголовное дело о преступлениях, касающихся неуплаты страховых взносов, может быть возбуждено следователем до получения соответствующего заключения или информации от налогового органа или территориального органа ФСС РФ, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Запрещено производство неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам о неуплате страховых взносов (пункт первый части 2 ст. 157 УПК РФ), что корреспондирует нормам, указанным в частях 7-9 ст. 144 УПК РФ, — следственные действия производятся после возбуждения уголовного дела лично следователем, либо органом дознания по поручению следователя.
Преступления о неуплате страховых взносов, как и все налоговые преступления, подследственны следователям Следственного комитета Российской Федерации (подпункт «а» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ).
Согласно пункту 4.1 статьи 148 УПК РФ в случае отказа в возбуждении уголовного дела в отношении неуплаты страховых взносов, копия соответствующего постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется в налоговый орган или территориальный орган ФСС РФ.
Аналогичная обязанность предусмотрена абзацем вторым части 4 ст. 213 УПК РФ в случае прекращения уголовного дела, — следователь направляет копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган или территориальный орган ФСС РФ, направивший материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Выводы и рекомендации 

До внесения Законом № 250-ФЗ изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации неуплата страховых взносов не каралась в уголовно-правовом порядке.
Принятие законодателем нового вида уголовной ответственности одновременно с передачей администрирования большинства страховых взносов Федеральной налоговой службе России произошло не случайно.
ФНС России имеет большой опыт взаимодействия с правоохранительными органами в реализации процесса привлечения лиц к уголовной ответственности за неуплату налогов. Следовательно, сможет успешно осуществлять аналогичные функции при выявлении фактов неуплаты страховых взносов.
Закон № 250-ФЗ соответствует общему вектору внутренней политики государства, направленному на ужесточение ответственности за неисполнение обязанности уплаты всех видов обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, что подтверждают недавно опубликованные Письма ФНС РФ (от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@, и от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).
В связи с чем, в ближайшее время можно ожидать значительного роста возбужденных уголовных дел о налоговых преступлениях, в том числе связанных с неуплатой страховых взносов.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросам уголовной ответственности плательщиков страховых взносов, а также оказать юридическую помощь в представлении интересов лиц, ответственных за неуплату страховых взносов, в случае привлечения их к уголовной ответственности.