Tax alert 24.08.17

Законопроект о предоставлении документации по международным группам компаний и автоматическому обмену информацией будет рассмотрен Государственной Думой в осенней сессии.

В Государственную Думу Российской Федерации 20.07.2017 г. был внесён законопроект № 231414-7 «О внесении изменений в НК РФ (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)»(далее – Законопроект).

Основные положения Законопроекта

1. Введение «трехуровневой отчетности» по ТЦО

Законопроектом предлагается ввести обязанность для налогоплательщиков – участников международной группы компаний представлять три уровня отчетности в ФНС России: страновой отчет, глобальную и национальную документации.

Международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия (владения) и (или) контроля, для которых соблюдаются все следующие условия:

1. В отношении них составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете либо требованиями фондовых бирж;

2. В состав группы одновременно входит:

  • хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом России, либо осуществляющая в России деятельность через постоянное представительство;
  • хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом России, либо признаваемая налоговым резидентом России и осуществляющая на территории иностранного государства деятельность через постоянное представительство.

Согласно Законопроекту, в отношении финансовых годов, начинающихся в 2018 году, налогоплательщики – участники международных групп компаний обязаны будут представлять:

1.  Уведомление об участии в международной группе компаний;

2. Страновые сведения по международной группе компаний, которые включают в себя:

  • глобальную документацию по международной группе компаний (Master file);
  • национальную документацию участника международной группы компаний (Local file).
  • страновой отчет по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (Country-by-Country Report).

Требования по предоставлению страновой отчетности распространяются на международные группы, общий объем выручки которой по консолидированной финансовой отчетности за предыдущий финансовый год составляет:

  • более 50 млрд. руб., если материнская компания группы признается российским налоговым резидентом;
  • более суммы, установленной законодательством иностранного государства, налоговым резидентом которого признается материнская компания группы.

Уведомление об участии может быть подано не позднее восьми месяцев с даты окончания последнего финансового года. В случае, если уведомление было подано материнской компанией или её уполномоченным представителем в отношении всех участников группы, отдельные её члены освобождаются от такой обязанности.

Страновые отчеты должны быть предоставлены материнской компанией группы или ее уполномоченным участником, если они являются российскими организациями или налоговыми резидентами РФ, по общему правилу, на русском языке с указанием значений стоимостных показателей в российских рублях.

Глобальная документация составляется в свободной форме и должна отражать:

  • информацию о структуре владения международной группы компаний в виде схемы;
  • информацию о деятельности группы с описанием основных факторов, влияющих на финансовый результат, последовательности движения поставок пяти крупнейших товаров (работ, услуг), иных товаров и иной деятельности, формирующей более 5% выручки группы компаний;
  • информацию о нематериальных активах (их описание, перечень связанных с ними договоров, общее описание методики ценообразования, и т.д.);
  • информацию о внутригрупповой финансовой деятельности (краткое описание системы финансирования группы);
  • иную информацию, например, краткий функциональный анализ деятельности участников, перечень и краткое описание соглашений о ценообразовании, консолидированная финансовая отчётность.

Глобальная документация предоставляется по требованию ФНС России в течение трёх месяцев со дня получения налогоплательщиком такого требования.

Национальная документация предоставляется участником международной группы компаний, являющимся резидентом Российской Федерации, в отношении контролируемых сделок с участием иностранных лиц, и также составляется в свободной форме. Требования, предъявляемые к отражаемой в ней информации, порядку и срокам её предоставления прямо ссылаются на п.1 ст. 105.15 НК РФ об отчётности по ТЦО, по сути отождествляя их.

В части, где сведения, содержащиеся в национальной документации, предполагают повторение поданной за тот же финансовый год глобальной документации, налогоплательщику следует сослаться на соответствующие пункты глобальной документации без их дублирования.

 

2. Введение норм об автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчётами с иностранными государствами (территориями)

Законопроектом также предлагается ввести в НК РФ раздел VII.1, регламентирующий порядок международного автоматического обмена финансовой информацией и страновыми отчётами с компетентными органами иностранных государств.

При обмене финансовой информацией организация финансового рынка (например, кредитная организация, страховщик в сфере добровольного страхования жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую или депозитарную деятельность, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда и т.д.) обязана затребовать у клиентов и предоставлять ФНС России информацию о клиентах, выгодоприобретателях и лицах, прямо или косвенно их контролирующих. Организация финансового рынка вправе также принимать меры по установлению налогового резидентства указанных лиц и проверять полноту и достоверность представленных сведений.

В случае отказа клиента от предъявления запрошенной информации, а также в случае обнаружения её неполноты и недостоверности, организация финансового рынка вправе отказаться от заключения договора на предоставление клиенту финансовых услуг, либо в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключённый договор.

Обмен страновыми отчётами предполагает передачу имеющихся отчётов у ФНС России компетентным органам иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Перечень таких государств будет устанавливаться ФНС России.

Порядок их передачи и получения будут установлены Правительством Российской Федерации.

По сути, новый раздел является имплементацией норм Стандарта об автоматическом обмене информации в налоговых целях (Common Reporting Standard, CRS), действие которого распространилось на Российскую Федерацию после подписания Многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией (Multilateral Competent Authority Agreement on the Exchange of Country-by-Country Reports, MCAA).

Анализ Законопроекта. Выводы и рекомендации

Законопроект стал ожидаемым результатом присоединения Российской Федерации к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов.

Вступление закона в силу в случае его принятия планируется в январе 2018 г. Российская Федерация обязалась предоставить информацию по налогоплательщикам иностранным государствам не позднее 30.09.2018 г. Исполнить описанное выше обязательство Российской Федерации в срок представляется практически неосуществимой задачей.

Обмен информацией должен происходить на основе принципа взаимности – два государства должны подтвердить свою готовность сотрудничать друг с другом. На сайте ОЭСР возможно следить за списком стран и их партнеров, намеревающихся обмениваться информацией друг с другом (http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationship…). У России в настоящее время таких партнёров нет.

Кроме того, очевидна необходимость обеспечения технической стороны вопроса со стороны государства и разработки соответствующего программного обеспечения, что также, предположительно, займёт много времени.

Специалисты компании «Щекин и партнеры» следят за судьбой Законопроекта, готовы предоставить консультации по применению существующих и новых правил отчетности организаций, входящих в международные группы, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.