text
24 Августа 2017 16:37

TAX ALERT 24.08.17

ФНС РАЗЪЯСНИЛА НОВЫЕ НОРМЫ О НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЕ, ВНЕСЕННЫЕ В НК РФ
ФНС России выпустила письмо от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, в котором довела до нижестоящих налоговых органов свое понимание того, как будут регулироваться налоговые отношения после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая была включена в НК РФ Федеральным законом № 163-ФЗ от 18.07.2017.
 
Основные положения письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@
1. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ налогоплательщику запрещено уменьшать налоговую базу и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
ФНС России отмечает, что данное положение является законодательным запретом на создание налоговых схем, направленных на уменьшение налоговых обязательств.
Налоговым органам при доказывании фактов неисполнения обязанности по уплате налогов необходимо обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика, обеспеченном, в том числе, действиями его должностных лиц и участников (учредителей), в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды.
По мнению ФНС России, об умышленном характере действий налогоплательщика могут свидетельствовать:

  • подконтрольность (юридическая, экономическая или иная), в том числе, взаимозависимость контрагентов;
  • транзитный характер операций между взаимозависимыми участниками хозяйственных операций, в том числе с использованием посредников, особых форм расчетов и сроков платежей по таким операциям;
  • согласованность действий участников хозяйственной деятельности.

Если налоговым органом доказан умысел налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, то его налоговые обязательства должны корректироваться в полном объеме.
2. В соответствии с п. 2 ст. 54.1 НК РФ если обстоятельства, описанные в п. 1 данной статьи, отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога, если одновременно будут соблюдены два условия:

  • целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога (доктрина деловой цели);
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону (реальность операции).

ФНС России отмечает, что несоблюдение хотя бы одного условия влечет неблагоприятные последствия для налогоплательщика в виде отказа учета таких сделок в целях налогообложения в полном объеме.
При этом в случае нереальности сделки налоговый орган не должен расчетным путем определять объем прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции.
3. ФНС России призвала нижестоящие налоговые органы исключить формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов.
На основании п. 3 ст. 54.1 НК РФ подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика (как и контрагентами второго и последующих звеньев) налогового законодательства, возможность получения того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком суммы налога неправомерным.
Кроме того, ст. 54.1 НК РФ не предусматривает оценочное понятие «непроявление должной осмотрительности». Поэтому формальные претензии к контрагентам при отсутствии доказательств нереальности сделки не являются основанием для отказа в налоговой выгоде. Положения пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, по указанию ФНС РФ, не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.
4. Положениями Федерального закона № 163-ФЗ предусмотрено, что деятельность налогоплательщика оценивается по новым правилам при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов), предъявленных в налоговый орган после дня вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, и выездных налоговых проверок и актах проверок сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ.
  Выводы и рекомендации
Анализируемое разъяснение является первым шагом правоприменителей на пути к единообразному и определенному пониманию новых норм.
Положения, закрепленные в Письме, помогут налогоплательщикам определять налоговые риски и оценивать возможность последующих налоговых доначислений.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по применению существующих и новых правил оценки обоснованности налоговой выгоды, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу