Tax alert 26.06.18

В Госдуму внесен пакет законпроектов о создании новых территорий с особым правовым режимом.

В Государственную Думу внесен пакет связанных законопроектов о создании специальных административных районов (далее – САР) на территориях о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область) в целях формирования инвестиционно привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов.

Пакет законопроектов включает в себя:

—        Законопроект № 488838-7 (о САР на территориях Калининградской области и Приморского края);

—        Законопроект № 488862-7 (о международных компаниях);

—        Законопроект № 488869-7 (о внесении изменений в ч. 1 и гл. 25 ч. 2 НК РФ);

—        Законопроект № 488870-7 (о внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»);

—        Законопроект № 488867-7 (о внесении изменений в ч. 1 и 3 ГК РФ);

—        Законопроект № 488878-7 (о внесении изменений в КТМ РФ);

—        Законопроект № 488871-7 (о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ).

Законопроектами устанавливается более гибкий правовой режим для резидентов САР. Резидентам САР доступна возможность получить статус международной компании (далее – МК) при условии осуществления предпринимательской деятельности на территории нескольких государств (в том числе РФ) и принятии на себя обязательств по осуществлению инвестиций на территории РФ[1]. При этом статус МК может быть присвоен вновь созданному хозяйственному обществу, уже существующему хозяйственному обществу, а также иностранной организации, зарегистрированной в РФ в порядке континуитета. Именно на последнюю категорию МК рассчитана большая часть вводимых льгот, которые описаны ниже.

Основные положения законопроектов

1.      Изменения в налоговое законодательство

Предполагается внесение изменений в НК РФ в части создания специального налогового режима для МК. Указанный режим будет распространяться на международные холдинговые компании (далее – МХК), под которыми понимаются МК, отвечающие следующим требованиям:

1)      зарегистрированы в порядке континуитета иностранной организации, которая была создана в период до 01.01.2018;

2)     одновременно с документами для государственной регистрации МК представлены:

—        финансовая отчетность иностранной организации, в порядке континуитета которой зарегистрирована МК, за последний финансовый год;

—        аудиторское заключение к финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения;

—        сведения о контролирующих лицах МК по перечню, устанавливаемому Минфином России;

3)     контролирующие лица МК на дату ее регистрации в порядке континуитета иностранной организации стали контролирующими лицами такой иностранной организации в период до 01.01.2017[2].

В НК РФ вводится понятие контролирующих лиц МХК, которыми признаются физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 15%, а также физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 5%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 25%.

МК, зарегистрированные в порядке континуитета, в том числе МХК, для целей налогообложения будут признаваться российскими организациями. При этом для МХК предусматриваются, в частности, следующие налоговые преференции:

1)      освобождение от налогообложения доходов МХК в виде прибыли КИК за налоговые периоды до 2029 года;

2)     нулевая ставка в отношении полученных МХК дивидендов при условии владения в течение не менее чем 365 дней не менее чем 15% долей в организации, выплачивающей дивиденды, не являющейся резидентом государства из «черного списка» Минфина России[3];

3)     ставка 5% в отношении дивидендов, полученных иностранными лицами от публичных МХК (до 2029 года);

4)     нулевая ставка в отношении доходов от реализации или иного выбытия акций (долей) российских или иностранных организаций, полученных МХК, при соблюдении ряда условий.

Устанавливаются особенности определения налоговой базы МХК, зарегистрированными в порядке континуитета и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ. По общему правилу, имущество и имущественные права принимаются для целей налогового учета исходя из их стоимости по данным учета иностранной организации на последнюю отчетную дату, но не выше рыночной стоимости[4]. Ценные бумаги и доли участия в капитале организаций принимаются по рыночной стоимости на дату регистрации МК в порядке континуитета или на дату признания иностранной организации налоговым резидентом РФ.

2.     Изменения в валютное законодательство

Создается особый валютный режим для компаний, редомицилированных в САР из иностранных юрисдикций.

Для целей валютного законодательства МК, созданные в порядке континуитета, признаются нерезидентами. Такие компании смогут осуществлять на территории РФ некоторые валютные операции без использования банковских счетов в уполномоченных банках.В свою очередь резиденты будет иметь возможность без ограничений осуществлять валютные операции с такими компаниями с использованием иностранных счетов, при условии, что счета открыты МК в уполномоченном банке.

Выводы и рекомендации

Пакет законопроектов о создании САР был разработан Минэкономразвития России в рамках поддержки российских и иностранных компаний, попавших под антироссийские санкции. По замыслу разработчиков, это будет способствовать привлечению в РФ капитала крупных зарубежных холдингов, принадлежащих российским бенефициарам. В условиях приближающегося старта автоматического обмена финансовой информацией создание «внутренних офшоров» может оказаться весьма эффективным инструментом деофшоризации.

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросам налогообложения резидентов территорий с особым правовым режимом, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.

 


[1] Формы, сроки и минимальный объем инвестиций будут установлены Правительством РФ.

[2] Не применяется к публичным МХК и МХК, в которых доля прямого и косвенного участия публичных МХК составляет 100%.

[3] Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н.

[4] Аналогичный порядок предусмотрен для долей участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50% активов которых прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.