Tax alert 28.03.18

Государственная Дума 23.03.2018 приняла в третьем чтении Федеральный закон (далее – Закон), вносящий изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) и ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Проект Закона был внесен в Государственную Думу в сентябре 2015 года и принят в первом чтении еще в январе 2016 года. Его основная идея заключается в распространении требований валютного законодательства о репатриации резидентами валютной выручки на выданные нерезидентам займы.

Целью принятия Закона является установление препятствий для вывода недобросовестными хозяйствующими субъектами денежных средств за рубеж путем выдачи фиктивных займов нерезидентам. По информации Банка России по состоянию на 01.12.2017 сумма невозвращенных нерезидентами резидентам денежных средств в установленные договорами займа сроки оценивается в 35 млрд долларов США.

Основные положения Закона

1.      Поправки в Закон № 173-ФЗ

Действующая редакция ст. 19 Закона № 173-ФЗ содержит требование о репатриации валютной выручки только по внешнеторговым контрактам о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Закон вносит дополнения в данную статью и вводит обязанность резидентов при предоставлении займов в российской или иностранной валюте нерезидентам в сроки, предусмотренные договорами займа, обеспечить возврат сумм выданных займов на свои счета в уполномоченных банках.

В целях исполнения указанного требования Закон возлагает на резидентов обязанность представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках возврата предоставленных нерезидентам займов.

Законом также предусматривается ряд случаев, в которых, при соблюдении условий, установленных п. 8-10 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках причитающиеся им по договорам займа суммы:

— предоставление резидентом нерезиденту займа, связанного с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в ст. 337 НК РФ;

— проведение зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом;

— предоставление резидентом нерезиденту займа, связанного с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности в случае, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае, если происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента.

2.     Поправки в КоАП РФ

В соответствии с Законом ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ дополняется новым составом административного правонарушения: невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в уполномоченных банках сумм выданных нерезидентам займов. За совершение данного правонарушения предусматривается административный штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки и (или) от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Субъектами административной ответственности согласно действующей редакции ч. 4 ст. 15.25 НК РФ являются должностные лица и юридические лица. При этом следует иметь в виду, что с 14.05.2018 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ и распространяющие административную ответственность на индивидуальных предпринимателей, а также устанавливающие фиксированный размер штрафа для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей.

Анализ нововведений. Выводы и рекомендации

Поправки не будут применяться к договорам займа, заключенным до вступления Закона в силу, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после указанного момента. При этом остается неясным, какие условия договора займа рассматриваются законодателем как существенные и относится ли к таковым условие о сроке возврата займа.

По нашему мнению, следует также ожидать внесения изменений в ст. 193 УК РФ и установления уголовной ответственности за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации выданных займов в крупном и особо крупном размере. Законопроект с таким содержанием был разработан Минфином России еще в 2016 году, но в Государственную Думу пока не внесен.

С принятием Закона усложнится осуществление операций по предоставлению займов между резидентами и нерезидентами. Это связано с тем, что любое исполнение помимо перечисления средств на российский счет или зачета встречных требований по договорам займа будет затруднено. Любое нарушение установленного договором займа срока возврата денежных средств может повлечь привлечение резидента к ответственности в виде существенного штрафа.

Использование договоров займа в рамках внутригруппового финансирования потребует более тщательного планирования хозяйственной деятельности участников группы с целью обеспечения своевременного возврата предоставленных средств. При заключении сделок с нерезидентами, не входящими в группу, будет необходима более глубокая оценка платежеспособности контрагентов, целей выдачи займов, источников возврата заемных денежных средств.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по применению новых правил о репатриации выданных нерезидентам займов, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.