Alert 19.03.2024

Определяя размер недоимки, налоговый орган обязан самостоятельно (без обращения налогоплательщика) применять пониженные налоговые ставки и тарифы, императивно установленные законом. При рассмотрении материалов проверки плательщик должен быть уведомлен о наличии не использованной им льготы.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (далее – Коллегия, СКЭС ВС РФ) направила на новое рассмотрение дело № А06-461/2022 (ООО «СП «Понизовье МДЦ») о самостоятельном (без заявления налогоплательщика) применении налоговым органом пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого или среднего предпринимательства (далее – МСП) при доначислении таковых в рамках налоговой проверки.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

По результатам камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2020 год обществу были доначислены страховые взносы на суммы, выплаченные работникам в качестве компенсации за использование личного имущества. Несмотря на то, что законом тариф страховых взносов для субъектов МСП с 01.04.2020 снижен до 15%, инспекция осуществила доначисление по тарифу 30%, полагая, что пониженный страховой тариф – это налоговая льгота, применение которой носит заявительный характер. А поскольку такого заявления не поступало, налоговый орган был лишен возможности применить его самостоятельно.

ПОЗИЦИИ СУДОВ НИЖЕСТОЯЩИХ ИНСТАНЦИЙ

Суды согласились с налоговым органом. Суд кассационной инстанции отдельно отметил, что для применения пониженного тарифа страховых взносов в качестве льготы требуется формальное волеизъявление налогоплательщика, которое в данном случае не было выражено.

ПОЗИЦИЯ СКЭС ВС РФ

Коллегия указала, что 15-процентный страховой тариф сам по себе налоговой льготой не является, и у налогоплательщика отсутствует право отказаться от него. Императивное установление тарифа исключает как выбор налогоплательщика, так и дискрецию налогового органа в части обязательности его применения.

Единый реестр субъектов МСП ведется самим налоговым органом, поэтому он был обязан самостоятельно, без отдельного упоминания этого плательщиком страховых взносов, принять исчерпывающие меры по определению действительного размера налогового обязательства с учетом того, что общество зарегистрировано в данном реестре.

Кроме того, Коллегия обратила внимание на обязанность руководителя налогового органа (его заместителя) при рассмотрении материалов налоговой проверки уведомить плательщика о наличии установленной законом, но не использованной им при исчислении налога льготы, избрав тем самым менее обременительный для него вариант определения размера недоимки.

В итоге дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ВЫВОДЫ

В данном деле Коллегия обратила внимание на несколько важных аспектов.

Во-первых, пониженные страховые тарифы (налоговые ставки) не являются налоговой льготой. Налоговая ставка, как обязательный элемент налогообложения, должна применяться по умолчанию. Обязательность ее использования адресована всем участникам налоговых правоотношений (как налогоплательщику, так и налоговому органу), что исключает любое усмотрение сторон в вопросе ее применения.

Во-вторых, СКЭС ВС РФ напомнила о недопустимости формального правоприменения. В этой связи на руководителя налогового органа возложена обязанность определять действительный размер налогового обязательства, исходя из наименее обременительного для налогоплательщика варианта. Во всяком случае, при рассмотрении материалов налоговой проверки налогоплательщик должен быть уведомлен о такой возможности. Это в целом соответствует пониманию конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов как обязанности платить их в размере, не превышающем установленный законом.

***

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросам обложения страховыми взносами, а также применения пониженных тарифов, ставок и налоговых льгот.