Alert 05.03.2022

Правительство предложило изменить порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях

Правительство РФ внесло 03.03.2022 в Государственную Думу Законопроект № 80928-8 «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В Пояснительной записке указано, что внесенный Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования вопросов возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

Изменения

В Законопроекте предлагается дополнить ст. 140 УПК РФ «Поводы к возбуждению уголовного дела» частью 1.3 следующего содержания: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

В случае принятия предлагаемые дополнения существенно изменят действующий в настоящее время порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях, в рамках которого решением вопроса о наличии признаков нарушения налогового законодательства занимается одно из подразделений органов внутренних дел – отдел документальных проверок и ревизий. Это подразделение в ходе оперативно-розыскных мероприятий, по сути, проводит выездную налоговую проверку, по результатам которой подготавливает соответствующий акт. В отличие от проверки, проводимой налоговым органом, о проведении такой оперативной проверки налогоплательщик может не знать и, соответственно, ничего не предпринимать для своей защиты.

Не предусмотрена и возможность оспаривания акта, составленного в результате такой проверки. Этот акт передается следователю СК РФ, в большинстве случаев именно он и принимает решение о возбуждении уголовного дела. Зачастую уголовные дела возбуждаются в отношении налогоплательщиков, у которых даже не проводилась выездная налоговая проверка. Это создает существенный риск уголовного преследования в отсутствие возможности эффективного и обоснованного возражения на предъявляемые требования и реализацию своих прав на защиту.

Выводы

В отсутствие возбуждения уголовного дела без получения материалов от налоговых органов в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 32 НК РФ, существенно снизится возможность необоснованного преследования, так как до направления материалов в следственные органы должны быть пройдены все предусмотренные налоговым законодательством процедуры, включая различные стадии обжалования решения налогового органа, в том числе судебные. Порядок проведения налоговых проверок является гораздо более публичным, позволяет налогоплательщику своевременно давать более развернутые пояснения, предоставлять документы и пользоваться другими правами.

На самом деле текст предлагаемого в Законопроекте дополнения полностью повторяет текст части 1.1 ст. 140 УПК РФ, которая действовала в 2012-2014 годах, в период проводимой в то время кампании по либерализации уголовного законодательства.

Внесение предлагаемых поправок однозначно следует приветствовать, они делают привлечение к уголовной ответственности в случае нарушения налогового законодательства более прогнозируемым, обеспечивают возможность соблюдать законные интересы налогоплательщиков при обнаружении признаков уголовно наказуемого деяния и в целом снижают уголовные риски в сфере налогообложения.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической ситуацией.