Alert 17.03.2022

Изменения налогового законодательства для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций

Государственная Дума 11.03.2022 приняла в первом чтении Проект Федерального закона № 84984-8 «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект).

Законопроектом предлагается внести в НК РФ многочисленные изменения для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций. Просим принять во внимание, что в ходе рассмотрения Законопроекта во втором чтении (22.03.2022) могут быть приняты поправки. О них мы расскажем в последующих алертах.

Расчет пени

Законопроектом предусматривается отказ от применения в 2022 и 2023 годах повышенного размера пени с 31-го дня просрочки уплаты налога в размере 1/150 ставки рефинансирования.

Согласно новым положениям п. 4 ст. 75 НК РФ в 2022 и 2023 годах процентная ставка пени для организаций принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования (ст. 1 Законопроекта).

Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 09.03.2022.

НДФЛ

От налогообложения освобождаются доходы физических лиц:

1) в виде материальной выгоды, полученные в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами от работодателя (пп. 1 п. 2 ст. 3 Законопроекта);

2) в виде процентов, полученных в 2021 и 2022 годах по вкладам в российских банках (пп. 2 п. 2 ст. 3 Законопроекта).

Вообще же, с 01.01.2022 в отношении налогообложения дохода в виде процентов по вкладам в п. 1 ст. 214.2 НК РФ вносятся изменения, согласно которым не облагаемая налогом сумма процентов рассчитывается с применением максимального значения ключевой ставки из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем налоговом периоде, а не ключевой ставки, действующей на 1 января соответствующего года (п. 5 ст. 2 Законопроекта);

3) в виде ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) российских организаций и государственных ценных бумаг, полученных в 2022 году от контролируемой иностранной компании, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения таких акций (долей) при соблюдении установленных условий:

    • физическое лицо должно быть контролирующим лицом иностранной компании на 31.12.2021;
    • ценные бумаги должны принадлежать иностранной компании на 01.03.2022;
    • одновременно с декларацией налогоплательщик должен предоставить заявление об освобождении дохода от налогообложения, содержащее информацию об активах, включая их стоимость (п. 60.2 ст. 217 НК РФ, п. 6 ст. 2 Законопроекта, изменения вносятся с 01.01.2022)[1].

Эта льгота даст российским контролирующим лицам возможность перевести на себя активы иностранных структур без уплаты НДФЛ.

Налог на прибыль

Учет процентов по долговым обязательствам

Устанавливаются особенности расчета предельной величины процентов для целей тонкой капитализации – положения п. 2 ст. 269 НК РФ применяются для включения в расходы в 2022 и 2023 годах процентов в отношении возникших до 01.03.2022 долговых обязательств со следующими особенностями:

  • величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего периода, но не выше, чем по курсу на 01.02.2022;
  • величина собственного капитала определяется без учета курсовой разницы с 01.02.2022 по последнее число отчетного периода, на который определяется коэффициент капитализации (п. 1 ст. 2 ст. 3 Законопроекта).

При установлении интервалов предельных значений процентных ставок (п. 1.2 ст. 269 НК РФ), используемых для признания процентных доходов и расходов в контролируемых сделках, продлеваются до 2023 года периоды, для которых установлен более широкий интервал (п. 9 ст. 2 Законопроекта):

  • 0–180% вместо 75–125% от ключевой ставки по обязательству в рублях между российскими лицами, признаваемому контролируемым в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (российские спецсубъекты);
  • 75–180% вместо 75–125% от ключевой ставки по обязательству в рублях по другим контролируемым сделкам (где одной из сторон является иностранное взаимозависимое лицо);
  • 0–7% вместо 4–7%[2] от соответствующей ставки по обязательствам в иных валютах по контролируемым сделкам.

Таким образом, для целей налогообложения нулевая ставка будет разрешена по контролируемым сделкам в виде рублевых займов между российскими взаимозависимыми лицами, а также по займам в валюте.

Ранее такие периоды были установлены с 2020 до 2021 год в рамках коронавирусных мер. Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 4 Законопроекта).

Учет курсовых разниц

В 2022–2024 годах курсовую разницу по валютным обязательствам предлагается учитывать при расчете налоговой базы не ежемесячно, а по мере погашения указанной задолженности с целью исключения влияния на обязательства по налогу на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Соответствующие изменения вносятся в п. 4 ст. 271 и п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которым датой получения дохода (датой осуществления расхода) признается дата прекращения (исполнения) требований (п. 10 и 11 ст. 2 Законопроекта).

Важно отметить, что в новом пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ речь идет о доходах в виде положительной курсовой разницы, возникшей в 2022–2024 годах, в то время как в пп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ – о расходах в виде отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023–2024 годах. Это соответствует порядку вступления данных норм в силу: изменения в ст. 271 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 4 Законопроекта), а изменения в ст. 272 НК РФ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода, то есть для налога на прибыль – с 01.01.2023 (п. 2 ст. 4 Законопроекта).

Такой порядок вступления в силу этих норм довольно сильно повлияет на налоговую базу в 2022 году: положительная курсовая разница будет формироваться только при погашении обязательств и требований, а отрицательная может учитываться ежемесячно. Поскольку курс валюты и, соответственно, курсовая разница – величины колеблющиеся, в отношении одного и того же обязательства / требования в одном месяце может возникать отрицательная разница, а в другом – положительная. Несбалансированность их начисления чревата искажениями. Возможно, во втором чтении Законопроекта этот порядок будет уточнен.

Прощение долга иностранной организацией

В перечень не учитываемых при определении налоговой базы доходов включается доход в виде прекращенных в 2022 году обязательств по заключенным до 01.03.2022 с иностранной организацией договорам займа / кредита (пп. 21.5 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 8 Законопроекта). Исключения в списке дохода в виде списанной кредиторской задолженности, указанные в п. 18 ст. 250 НК РФ, дополняются соответствующим указанием.

Таким образом, в 2022 году прощение иностранной организацией долга по займу /кредиту (включая проценты) не будет облагаться налогом.

Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 4 Законопроекта).

Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли

В 2022 году организации могут перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли в середине года, то есть начиная с отчетного периода, а не по общему правилу с начала года. Соответствующие изменения вносятся в ст. 286 НК РФ (п. 13 ст. 2 Законопроекта) и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 4 Законопроекта).

Налоговая ставка для IT-компаний

Законопроект снижает для IT-компаний льготную ставку по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, с 3 до 0% на период с 2022 года по 2024 год (п. 1.15 ст. 284 НК РФ, п 12 ст. 2 Законопроекта). Действие данных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 4 Законопроекта).

НДС

Законопроект устанавливает нулевую ставку по НДС в отношении:

  • услуг по предоставлению в аренду, пользование и на ином праве объекта туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 года и включенного в соответствующий реестр. Нулевая ставка будет применяться в течение 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода таких объектов в эксплуатацию;
  • услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Нулевая ставка будет применяться в течение 5 лет (по 30.06.2027 включительно), а в отношении ранее указанных объектов – до истечения 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода этих объектов в эксплуатацию.

Соответствующие изменения вносятся в п. 1 ст. 164, ст. 165 и ст. 167 НК РФ (п. 1–3 ст. 2 Законопроекта) и вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, то есть, вероятно, с 01.07.2022.

Транспортный налог

Законопроектом предусматривается применение с 2022 года повышающего коэффициента «3» только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей (п. 14 ст. 2 Законопроекта). Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 362 НК РФ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 4 Законопроекта).

Налог на имущество организаций

В 2023 году для расчета налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2022 (п. 15. ст. 2 Законопроекта). Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 375 НК РФ и вступают в силу с 01.01.2023 (п. 2 ст. 4 Законопроекта).

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией.

 


[1] Соответствующие положения об учете расходов налогоплательщика на приобретение данных ценных бумаг по стоимости переданных ценных бумаг и (или) долей по данным учета передающей иностранной организации добавлены в пп. 1 п. 10 ст. 214.1 НК РФ (п. 4 ст. 2 Законопроекта, изменения вносятся с 01.01.2022).

[2] 0–5% вместо 2–5% для займов в швейцарских франках или японских йенах.