Criminal Alert 04.04.2020

Внесены изменения в Уголовный кодекс относительно преступлений в сфере экономической деятельности

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), а также Федеральный закон от 01.04.2020 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 72-ФЗ). Оба закона вступают в силу 12.04.2020.

Внесены изменения в нормы о создании преступных сообществ (участии в нем), исчислении крупного и особо крупного размера по налоговым преступлениям, а также ответственности за совершение нарушений валютного законодательства.

Ограничивается применение нормы об организации преступного сообщества (участии в нем) в отношении участников, руководства и работников организаций

В настоящее время следственные органы в целях увеличения «тяжести» экономических преступлений практикуют квалификацию действий руководства и работников организаций как совершенных преступным сообществом. Если экономическое преступление совершается с использованием юридического лица, то структура этого юридического лица, система взаимоотношений и субординации преподносится как деятельность преступного сообщества.

В целях исключения формального подхода к этому вопросу Законом № 73-ФЗ в примечание к ст. 210 УК РФ добавлено положение, согласно которому учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации не подлежат уголовной ответственности за создание преступного сообщества только лишь в силу организационно-штатной структуры организации и в связи с осуществлением ей экономической деятельности.

Закон № 73-ФЗ также предусматривает исключение: если организация была заведомо создана для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, то дополнительная квалификация по ст. 210 УК РФ возможна.

Вместе с тем анализ судебной практики говорит о том, что во многих случаях органы следствия и сейчас считают фигурирующих в уголовных делах юридических лиц как «заведомо созданных» с целью совершения тяжких преступлений экономической направленности. В связи с этим остается проблема в том, что установление в уголовном деле факта использования в преступлении юридического лица будет по-прежнему формально трактоваться следственными органами как деятельность преступного сообщества.

Изменен порядок определения крупного и особо крупного размера по налоговым преступлениям

Закон № 73-ФЗ изменил порядок определения крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов, страховых взносов, сборов, неисполнение обязанности налогового агента (далее совокупно – налоги): исключены положения, ставящие размер уклонения в зависимость от доли неуплаченных налогов в общей сумме налогов, подлежащих уплате. Теперь нижний предел крупного и особо крупного размера устанавливается только в виде твердых сумм, которые, как и период расчета недоимки, не изменились. Правки внесены в примечания к ст. 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ.

После вступления в силу данных изменений часть малого и среднего бизнеса, в действиях которого ранее усматривались признаки налоговых преступлений по «долевой» модели расчета, будет освобождена от ответственности, так как недоимка не достигнет необходимого для привлечения к ответственности размера.

Снижена ответственность за нарушение валютного законодательства

Закон № 72-ФЗ дополняет ст. 15.25 КоАП РФ частью 5.2, в которую переносится состав правонарушения, закрепленный в ч. 1 ст. 193 УК РФ — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств. В то же время уголовная ответственность по ч. 1 указанной статьи остается, но наступает только в случае повторного нарушения валютного законодательства после привлечения к административной ответственности.

Кроме того, значительно увеличиваются пороги крупного и особо крупного размеров: с 9 и 45 млн. руб. до 100 и 150 млн. руб. соответственно.

Эти изменения в ст. 193 УК РФ призваны исключить уголовную ответственность в случаях, когда, например, происходят задержки при получении (возврате) валютной выручки не по вине российских экспортеров, а также при совершении иных формальных нарушений, касающихся незначительных сумм, когда такие действия не составляют повышенную общественную опасность. Однако необходимо обратить внимание, что аналогичные изменения не вносятся в ст. 193.1 УК РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов), также устанавливающую состав преступления за нарушение валютного законодательства.

Смягчение ответственности не касается случаев нарушения валютного законодательства при наличии признаков, указанных в ч. 2 ст. 193 УК РФ[1] . В этих случаях уголовная ответственность наступает независимо от того, привлекалось ли ранее виновное лицо к административной ответственности по части 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ или нет.

Кроме того, Закон ужесточает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств группой лиц по предварительному сговору: данный состав переносится в п. 2 ст. 193 УК РФ, который предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом (ранее наказанием был штраф либо принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет).

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по применению уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также оказать юридическую помощь и защиту в правоохранительных органах и судах общей юрисдикции.

 


[1] Совершение деяния в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием заведомо подложного документа; с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Подпишитесь на наш
Telegram-канал