Criminal alert 26.09.18

Госдума приняла закон об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу и увольнение работников предпенсионного возраста

25 сентября 2018 года Государственной Думой РФ принят в третьем чтении и передан в Совет Федерации Федеральный закон об установлении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста.

Для этого в Уголовный кодекс РФ вводится новая статья – 144.1 УК РФ.

Обязательный признак объективной стороны преступления – достижение потерпевшим предпенсионного возраста, который установлен в Примечании к статье 144.1 УК РФ, и составляет период до пяти лет, предшествующих назначению страховой пенсии по старости. Следовательно, предпенсионный возраст будет охватывать период: для женщин – от 55 лет и до достижения ими 60 лет, для мужчин – от 60 лет и до достижения ими 65 лет.

За совершение данного преступления не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В статье 144.1 УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний: 1) штраф в размере до 200 000 рублей; 2) штраф в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев; 3) обязательные работы на срок до 360 часов.

Так как преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, общими нормами уголовного закона предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности (что влечет и отсутствие судимости) в случае примирения с потерпевшим (статья 76 УК РФ), а также при назначении судебного штрафа, если лицо, впервые совершившее это преступление, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред (статья 76.2 УК РФ).

О действенности введения нового состава преступления идут оживленные споры. Имеются две основные точки зрения. С одной стороны, поддерживается введение уголовной ответственности как меры, обеспечивающей дополнительную защиту трудовых прав граждан предпенсионного возраста. С другой стороны, такая мера считается декларативной, не способной принести в будущем ожидаемого положительного эффекта.

Однако необходимо сказать и о негативных последствиях введения уголовной ответственности, которые отразятся прежде всего на трудовых правах работников, еще не достигших предпенсионного возраста.

Так как увольнение или отказ в приеме на работу лиц, еще не достигших предпенсионного возраста, не повлечет уголовной ответственности, вполне вероятным будет желание работодателя уволить работника еще до наступления предпенсионного возраста. И чем раньше до наступления предпенсионного возраста работник будет уволен, тем сложнее будет доказать незаконность увольнения даже с точки зрения трудового законодательства (поскольку уголовная ответственность в этот период еще не наступает).

В такой ситуации работодатели будут стремиться увольнять работников даже не за пять с небольшим лет до назначения страховой пенсии по старости, но, можно предположить, что массовых увольнений работников стоит ждать минимум за 8-10 и более лет до выхода на пенсию. Работодатели будут пытаться избежать возможных гражданско-правовых споров и, тем более, возможной судимости.

Аналогичным образом, не менее, чем за тот же срок до назначения страховой пенсии по старости, работодатели будут отказываться брать на работу новых работников.

Все это может привести к тому, что значительная часть работников в возрасте от 50 лет и старше, будет испытывать очень большие сложности с трудоустройством. Для таких людей выходом останется либо поиск работы в теневых отраслях экономики, поиск неофициальных заработков, либо поиск работы через биржу труда, то есть возможность претендовать на выполнение неквалифицированной, непрестижной и низкооплачиваемой работы.

Что касается прав работников непосредственно предпенсионного возраста, то и здесь, с учетом правоприменительной практики, рассчитывать на надлежащую защиту их прав новой нормой УК РФ не приходится.

Помимо вопросов к качеству выполнения своей работы сотрудниками правоохранительных органов о декларативном, неисполнимом, характере нормы говорит наличие в УК РФ нормы об уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (статья 145 УК РФ), к уголовной ответственности по которой, по данным статистики, в 2017 году привлечены всего два человека[1].

Остается надеяться, что статья 144.1 УК РФ спустя некоторое время своего декларативного пребывания в Уголовном кодексе РФ, будет из него исключена, а права работников, как связанные с возможностью трудиться, так и с получением надлежащего пенсионного обеспечения, будут гарантироваться государством иными методами, в том числе стимулирующими работодателей привлекать работников предпенсионного возраста к выполнению ими трудовых функций.

Тем не менее, уже в самое ближайшее время стоит ожидать одобрения Федерального закона Советом Федерации и его подписания Президентом России.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по применению уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также оказать юридическую помощь и защиту в правоохранительных органах и судах общей юрисдикции.


[1] http://stat.xn—-7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17