Tax Alert 11.08.2020

11.08.2020
Алерты / налог

ФНС России выпустила письмо — руководство для налоговых органов в отношении проверок расходов на услуги иностранных аффилированных компаний

Основные положения письма

При анализе внутригрупповых услуг налоговому органу необходимо установить:

1. Факт реальности услуг. Шаблонных актов оказанных услуг недостаточно для подтверждения расходов. Необходимы документы, из которых понятен вид, объем и содержание услуг (деловая переписка; электронная корреспонденция; детализация телефонных звонков, протоколы встреч; служебные записки; табели учета рабочего времени; описание действий контрагента; презентации; распечатки из внутренних электронных систем; перечень сотрудников контрагента и налогоплательщика, участвовавших в оказании и приемке услуг; письменные пояснения и заверения сторон; результат оказания услуг; путевые листы; журналы учета рабочего времени).

2. Отсутствие дублирования расходов на идентичные услуги. При этом налоговый орган должен проанализировать функционал, опыт и компетенции, которые получает российский налогоплательщик, а не ограничиваться установлением факта совпадения должностей (отделов).

3. Экономическую или коммерческую ценность услуги для деятельности налогоплательщика.

4. Отсутствие в заявленных услугах компенсации затрат на акционерную деятельность. К такой деятельности относятся, в частности, услуги в целях соблюдения стандартов отчетности или требований законодательства иностранных государств; получение информации о деятельности компании, входящей в группу; участие в распределении прибыли; участие в общем собрании акционеров; реализация права на получение дивидендов; деятельность по покупке акций / долей; обеспечение корпоративного управления группой.

5. Методологию ценообразования и единообразие ее применения во всей группе компаний. Отдельно отмечено, что метод, основанный на рентабельности затрат (сумма произведенных поставщиком затрат и обычная для его сферы деятельности надбавка), является обычной практикой делового оборота. Факт применения такой модели ценообразования не должен рассматриваться как перераспределение доходов и убытков между компаниями группы. Налоговым органам рекомендовано принимать во внимание налогообложение этих услуг у поставщика в соответствии с законодательством иностранного государства, налоговым резидентом которого он является.

Общий тренд письма – недопустимость при проверках формального подхода. Подчеркнуто, что отрицательный финансовый результат от применения полученной услуги сам по себе не может являться единственным основанием для признания расходов необоснованными.

Внутригрупповые услуги могут представлять собой, в частности, регулярную (текущую) поддержку в области:

  • административных вопросов;
  • финансов;
  • юридического консультирования;
  • кадрового производства;
  • внутреннего контроля;
  • внутреннего аудита;
  • развития производства и продаж;
  • информационных технологий.

Услуги могут оказываться на основании запросов, а также посредством предоставления ресурсов, передачи функций, сопровождения процессов (в этих случаях необходимость в запросах отсутствует, подтверждением таких услуг могут быть документы, из которых следует, что услуга была ожидаема к получению, например, регламент взаимодействия).

Выводы и рекомендации

Указания, данные ФНС России, конкретизируют подлежащие проверке обстоятельства и предписывают налоговым органам проводить более детальный анализ доказательств, предоставляемых налогоплательщиками.

При этом ФНС России отдельно обращает внимание на то, что налоговые органы при проведении выездных и камеральных проверок лишены возможности ссылаться на нерыночность цены при оспаривании подобных сделок.  Однако порядок ценообразования затрагивается при таких проверках во взаимосвязи с подтверждением самого факта оказания услуги. В письме отдельно отмечается обоснованность использования затратного механизма ценообразования. При использовании этого механизма обычно ставился вопрос о подтверждении затрат поставщика, что по существу является элементом ценового контроля. В письме же ФНС отдельно указывает, что сбора этих доказательств в рамках выездных и камеральных проверок не требуется.

Многие аспекты, на которые обращено внимание в письме, вносят определенность в оценку обоснованности внутригрупповых услуг. С учётом этих разъяснений налогоплательщикам следует формировать пакет документов, подтверждающих реальность и экономическую обоснованность оказания услуг, а также раскрывающих порядок формирования их стоимости.

Надо сказать, что выраженные в письме подходы к анализу внутригрупповых услуг универсальны, поэтому они могут быть использованы и при оценке услуг между российскими взаимозависимыми лицами.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы оказать услуги, связанные с налогообложением внутригрупповых услуг, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу на судебной и досудебной стадиях.