Tax alert 09.02.17

Принят первый судебный акт по спору о применении ФНС России правил НК РФ о трансфертном ценообразовании

Арбитражным судом города Москвы принято решение от 20.01.2017 по делу ЗАО «Нефтяная компания Дулисьма» (далее – Налогоплательщик) № А40-123426/16-140-1066, в котором рассмотрена законность решения ФНС России о корректировке налоговой базы Налогоплательщика в связи с совершением контролируемой сделки.

Суть спора 

Налогоплательщик в 2012 году осуществлял сделки по поставке нефти в адрес иностранной компании, зарегистрированной в Гонконге.
Данные сделки признаны Налогоплательщиком контролируемыми на основании пп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК, так как:
1)      предметом сделок является нефть — товар мировой биржевой торговли;
2)     иностранная компания зарегистрирована в юрисдикции, включенной в «черный список» Минфина России[1], а доход по группе однородных сделок превышает 60 млн. рублей за календарный год.
Налогоплательщиком было направлено уведомление о контролируемых сделках.
ФНС России назначила проверку, в рамках которой Налогоплательщиком не была представлена документация, обосновывающая рыночность цен в данных контролируемых сделках.
Для проверки соответствия цен в сделках Налогоплательщика рыночным ценам ФНС России применила метод сопоставимых рыночных цен. В качестве источника информации о рыночных ценах на сопоставимую продукцию ФНС России использовала данные информационно-ценового агентства Platt’sCrudeOilMarketwire (далее – Platts).
При определении минимального значения интервала рыночных цен ФНС России использовала котировку на дату, ближайшую до совершения поставки, скорректированную на дифференциал.
Поскольку цены, примененные Налогоплательщиком в проверяемых сделках, оказались ниже минимальной границы в интервале рыночных цен, ФНС России доначислила Налогоплательщику налог на прибыль и пени.
По мнению Налогоплательщика, решение ФНС России являлось незаконным в связи со следующими допущенными нарушениями:
1)      ФНС России незаконно использовала информацию о ценах на сырую нефть, публикуемую информационно-ценовым агентством Platts, в то время как обязана была использовать информацию о ценах, применяемых иными сопоставимыми с Налогоплательщиком организациями при осуществлении сопоставимых сделок;
2)     ФНС России не учла условия рынка, в которых Налогоплательщиком заключены контролируемых сделки (иностранная компания является монополистом рынка, на котором действует Налогоплательщик; Налогоплательщик мог осуществлять поставки нефти только в адрес Компании в определенный порт, так как не обладал достаточными объемами производства нефти для самостоятельного заполнения танкера и др.);
3)     ФНС России неправомерно отказалась от применения метода цены последующей реализации.
Арбитражный суд города Москвы признал решение ФНС России законным, а примененную методику определения рыночных цен правомерной.
По мнению суда, ФНС России правомерно использовала информацию о рыночных ценах на сырую нефть, публикуемую агентством Platts, так как публикуемые котировки (согласно информации, представленной самим агентством Platts) основываются на ценах, применяемых в сделках, сопоставимых по своим финансовым и коммерческим условиям со сделками Налогоплательщика.
При этом ФНС России не имела право использовать информацию о ценах в сделках третьих лиц, так как данная информация не является общедоступной, охраняется налоговой тайной. Собственных же сопоставимых неконтролируемых сделок у Общества в проверяемом периоде не было.
Отказ ФНС России от применения метода цены последующей реализации суд признал правомерным, так как в первичных документах информация о конечных потребителях реализуемой сырой нефти не содержалась, а сам Налогоплательщик эти данные проверяющим не представил.

Выводы и рекомендации

Судебное решение впервые раскрывает подходы ФНС России к применению правил раздела V.1 НК РФ.
Данные подходы к применению метода сопоставимых рыночных цен, определению котировального периода, использованию данных информационно-ценовых агентств со стороны ФНС России необходимо учитывать при планировании налоговых рисков организации, связанных с трансфертным ценообразованием.
[1]Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н