Tax alert 16.12.15

Вниманию руководителей и сотрудников юридических служб, руководителей экспертных учреждений (организаций)

Государственную Думу внесены законопроекты об изменениях в деофшоризационные нормы Налогового кодекса и о продлении кампании по амнистии капиталов

Группа депутатов 14.12.2015 внесла в Государственную думу законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части норм о деофшоризации, а Правительством РФ в этот же день внесен законопроект о продлении кампании по амнистии капиталов

Наиболее важные поправки

Ниже перечислены наиболее значимые для налогоплательщиков поправки, предлагаемые проектами законов:

  • продление кампании по амнистии капиталов до 30.06.2016;
  • уточнен порядок представления уведомления об участии в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) физическими лицами, приобретающими статус налогового резидента по итогам календарного года;
  • предлагается уточнить правила определения первого налогового периода для иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами РФ;
  • установлена возможность определения прибыли КИК по данным финансовой отчетности, подтвержденной добровольным аудитом;[1]
  • налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать порядок определения прибыли КИК при соблюдении требований для определения прибыли КИК по финансовой отчетности: можно руководствоваться финансовой отчетностью или определять прибыль КИК по гл. 25 НК РФ. Предполагается, что контролирующее лицо не вправе будет изменить избранный порядок в течение 5 лет;
  • предлагается исключить из состава облагаемых доходов контролирующего лица дивиденды, распределенные КИК, которые ранее были учтены в качестве прибыли КИК, облагаемой на уровне контролирующего лица;
  • поправками в п. 58 ст. 217 НК РФ предлагается уточнить, что доходы, полученные от иностранной организации, фактическим источником выплаты которых являются российские организации, на которые физическое лицо имеет фактическое право и с которых удержан налог в соответствии с «концепцией налоговой прозрачности», освобождены от налогообложения НДФЛ;
  • исключается возможность возникновения материальной выгоды у физического лица при приобретении у КИК ценных бумаг и имущественных прав (при условии ликвидации КИК до 01.01.2018);
  • предлагается уточнить порядок определения стоимости полученных физическим лицом в результате ликвидации КИК имущественных прав для целей применения имущественного налогового вычета при последующей реализации полученных контролирующим лицом имущественных прав;
  • изменения продлевают действие льгот, связанных с ликвидацией КИК, до 01.01.2018;
  • поправки предполагают, что ставка 0% по дивидендам (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) будет применяться исключительно к организациям, добровольно признавшим себя налоговыми резидентами РФ;
  • исключается возможность принудительного признания налоговым резидентом РФ иностранной организации, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой организации принято решение акционеров о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 01.01.2018;
  • поправки в ст. 312 НК РФ устанавливают обязанность подтверждать статус иностранной компании на соответствие критерию фактического получателя дохода для целей применения положения международных налоговых соглашений[2].

Выводы и рекомендации

В целом предлагаемые поправки являются позитивными, устраняющими часть возникших на практике недостатков Закона о деофшоризации и рисков, причиной которых является несовершенство норм Закона.
Кроме того, налогоплательщикам предоставлено дополнительное время на принятие безболезненного (по мнению законодателя) решения о деофшоризации своего бизнеса (продление срока на декларирование в рамках амнистии капиталов, а также возможность льготно ликвидировать КИК до 01.01.2018 года).
С другой стороны, по отношению к иностранным компаниям – налоговым резидентам России законопроектом предлагается поставить применение некоторых льгот в зависимость от порядка приобретения статуса налогового резидента – добровольно или принудительно.
Наша компания будет внимательно следить за судьбой данных законопроектов и сообщит об их принятии и введении в действие.


[1]Впояснительнойзапискеавторамизаконопроектаотмечается, чтоданнаянормаявляетсяуточняющей, авозможностьопределятьприбыльКИКпофинансовойотчетности, подтвержденнойдобровольнымаудитом, предусмотренаидействующейредакциейНКРФ. ДаннаяпозицияидетвразрезсмногочисленнымиразъяснениямиМинфина (см., например, письмоот 21.08.15 № 03-03-06/48361).
[2] Действующая реакция п. 1 ст. 312 НК РФ оговаривает «право» налогового агента.

Подпишитесь на наш
Telegram-канал