Tax alert 16.06.16

Госдума приняла закон о порядке налогообложения НДС IT-услуг и предоставления лицензий на пользование ПО для ЭВМ и баз данных

15 июня 2016 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект №962487-6).
Федеральный закон устанавливает правила налогообложения операций, совершенных через сеть «Интернет», по продаже иностранными компаниями российским потребителям прав доступа к базам данных, программного обеспечения, игр, музыкальных произведений, книг, видеопродукции и прочего подобного контента.

Основные положения Федерального закона:

С 01 января 2017 Федеральный закон вводит в действие следующие положения:

  • вводится понятие «оказание услуг в электронной форме», к которым (вновь вводимая ст. 174.2 НК РФ) относит:

— предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры) и баз данных в том числе путем предоставления удаленного доступа (включая дополнительные функциональные возможности, а также обновления к ним);
— предоставление рекламных услуг в сети «Интернет», а также предоставление рекламных площадок в сети «Интернет»;
— предоставление возможности размещать предложения о реализации товаров (работ, услуг) на сайтах в сети «Интернет» или в программах для ЭВМ;
— услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием ИТ и систем, для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями через сети «Интернет» (включая предоставление торговой площадки в сети «Интернет»);
— поддержка веб-сайтов и веб-страниц пользователей;
— обеспечение доступа к веб-сайтам и веб-страницам другим пользователям сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
— хранение и обработка информации, предоставляемой покупателем продавцу для оказания данных услуг через сеть «Интернет»;
— предоставление доменных имен, оказание услуг провайдера хостинга;
— удаленное системное администрирование и удаленная программная поддержка информационных систем, сайтов;
— автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, их предоставление пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки биржи в режиме on-line, осуществление в режиме on-line перевода);
— предоставление через сеть «Интернет» электронных книг и других электронных публикаций, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений;
— предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
— ведение статистики в интернет-сайтах;

  • местом реализации «услуг в электронной форме» признается территория РФ если в РФ:

— место жительства покупателя;
— место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг;
— место нахождения оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг;
— зарегистрирован сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг;
— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

  • устанавливает порядок налогообложения НДС иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме российским покупателям с применением расчетной ставки в размере 15,25 %.
  • вводит положение, что оказание услуг в электронной форме российским покупателям не приводит к образованию на территории РФ постоянного представительства для целей налога на прибыль.
  • Закон устанавливает следующий порядок администрирования исчисления и уплаты НДС иностранными поставщиками электронных услуг:
  • иностранные организации, оказывающие электронные услуги до 01.01.2017 должны подать заявление о постановке на учет не позднее 01.02.2017;
  • первым налоговым периодом по НДС установлен период времени со дня начала осуществления реализации электронных услуг, но не ранее 01.01.2017 до конца соответствующего квартала;
  • введено право на зачет или возврат сумм излишне уплаченного НДС;
  • не предусмотрено право на вычет «входного НДС»;
  •  установлена обязанность предоставления налоговой декларации и иных документов через личный кабинет налогоплательщика;
  • уточнен срок и порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС иностранной организации (срок проверки — шесть месяцев);
  • установлено право налоговым органам провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае непредставления декларации иностранной организацией;
  • установлено право налоговых органов истребовать документы относительно операций иностранных компаний у организаций национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств и др.;
  • суммы недоимки по налогу, пеням, штрафам признанные безнадежными к взысканию, в связи со снятием иностранной организации с налогового учета, при повторной постановке на учет восстанавливаются и подлежат уплате в течение месяца со дня повторной постановки;
  • при прекращении реализации на территории РФ услуг в электронной форме снятие с налогового учета осуществляется не ранее окончания камеральной проверки декларации по НДС за период, в котором представлено заявление и окончания мероприятий принудительного взыскания недоимки (ст.46, 47 НК РФ);
  • установлена обязанность налогового агента по НДС для российских организаций и ИП, приобретающих электронные услуги у иностранных продавцов, а также являющихся посредниками иностранных продавцов с участием в расчетах.

Выводы и рекомендации

Текст Федерального закона претерпел существенные изменения по сравнению с первой редакцией законопроекта. Так, прежде всего, Закон не затронул, как это предлагал законопроект, положения п. 26 ст. 149 НК РФ, освобождающие от налогообложения НДС реализацию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и прав на их использование по лицензионному договору. Тем самым, Закон сохранил данную норму без изменений. Не попали в финальную редакцию и положения о праве российских организаций на вычет НДС при реализации услуг иностранным покупателям, а также в части особенностей определения расходов при получении доходов от предоставления прав на основании лицензионных договоров. Кроме того, из перечня услуг, подпадающих под термин «услуги в электронной форме» пропала, например, трансляция телеканалов и радиоканалов с использованием сети «Интернет». В целом можно отметить, что Законом доведена до реализации изначальная цель — налогообложение НДС таких крупных поставщиков ИТ-сервисов, как, например, Googleи AppleStore.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» отслеживают новеллы законодательства на всех стадиях принятия нормативно-правовых актов и готовы оказать помощь в управлении налоговыми рисками с учетом последних изменений и позиций судебной практики.