Tax alert 19.09.16
Подготовлен проект изменений в НК РФ в связи с реализацией автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний
Правительство РФ разместило для публичного обсуждения на портале нормативно-правовых актов Проект закона, вносящего изменения в часть 1 НК РФ в целях реализации автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний (далее – Проект).
Планируется, что Проект вступит в силу уже с 1 января 2017 года, что соответствует предполагаемым срокам начала выполнения требований CRSсо стороны РФ.
Документация по международным группам компаний.
Наиболее существенные изменение предлагается внести в раздел V.1 НК РФ, дополнив ее главой 14.4-1, регулирующей вопросы представления в налоговые органы документации по международным группам компаний. Изменения также планируется внести в название раздела v.1 – «Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным компаниям».
В соответствии с действующей редакцией Проекта международной группой компаний (далее – МГК) признается группа организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия (владения) и (или) контроля, для которых соблюдаются все следующие условия:
в отношении указанной группы организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО[1];
в состав указанной группы организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица входит хотя бы одна организация, признаваемая налоговым резидентом РФ, и хотя бы одна организация, которая не признается налоговым резидентом РФ.
В соответствии с Проектом налогоплательщики — участники МГК представляют в ФНС документацию по группе, в которую входят следующие документы:
1) Уведомление об участии в МГК;
2) Страновые сведения по международной группе компаний, включающие в себя глобальную документацию, национальную документацию и страновой отчет.
От обязанности подавать указанные документы освобождаются МГК, совокупная выручка которых по консолидированной финансовой отчетности за предыдущий финансовый год составляла менее 50 млрд. руб.
В случае, если выручка МГК за финансовый год по данным консолидированной отчетности превышает указанный суммовой порог, документация по МГК представляется в ФНС в следующем порядке:
Уведомление | Подается участником или материнской компанией (уполномоченным участником), признаваемыми налоговыми резидентами РФ.
|
Срок представления – 3 месяца с даты окончания финансового года. | Предоставляется в ФНС в электронном виде. |
Глобальная документация | Подается материнской компанией или уполномоченным участником, признаваемыми налоговыми резидентами РФ. | Представляется в течение 3 месяцев с момента получения требования[2]ФНС, но не ранее 15 месяцев с даты окончания финансового периода. | Составляется в произвольной форме и должна содержать информацию:
— о структуре группы (включая перечень лиц и указание государств, резидентами которых они являются); — о деятельности группы, включая функциональный анализ участников; — о нематериальных активах группы; — о внутригрупповой финансовой деятельности группы (включая информацию о системе финансирования группы, внутригрупповом ценообразовании); — консолидированная отчетность группы; — перечень и описание соглашений о ценообразовании, а также разъяснений компетентных органов.
|
Национальная документация | Подается участником, который является российской организацией или иностранной организацией – налоговым резидентом РФ. | Представляется в течение 3 месяцев с момента получения требования[3]ФНС, но не ранее 15 месяцев с даты окончания финансового периода. | Составляется в отношении контролируемых сделок участника с иностранными лицами и должна содержать информацию:
— о деятельности налогоплательщика (структуре управления, особенностях ведения деятельности); — о контролируемой сделке (включая: основания признания сделки контролируемой в порядке ст. 105.14 НК РФ, сумма полученных доходов, функциональный анализ сторон, выбор метода ценообразования, расчет интервала рыночных цен, копии внутригрупповых соглашений и налоговых разъяснений); — финансовую информацию (бухгалтерскую отчетность, сведения об используемых источниках информации). В случае, если аналогичная информация уже содержится в глобальной документации, повторное представление не требуется при наличии в национальной документации ссылок на глобальную.
|
Страновый отчет | Подается материнской компанией или уполномоченным участником, признаваемыми налоговыми резидентами РФ, или налогоплательщиком – участником МГК[4]. | Представляется в течение 12 месяцев с момента окончания финансового года. | Отчет по международной группе должен содержать следующую информацию:
— общую сумму доходов(выручки) по сделкам за год с разбивкой на сумму по сделкам с ассоциированными участниками и другими лицами; — сумму прибыли до налогообложения; — сумму уплаченного налога на прибыль организаций (его аналога), сумму начисленного в текущем году налога; — размер уставного капитала (объявленного акционерного капитала); — сумму нераспределенной прибыли; — среднесписочную численность сотрудников; — величину материальных активов; — идентификационные сведения о каждом участнике группы и виде его деятельности. |
За несвоевременное представление документов либо представление недостоверных документов предусмотрен штраф:
- в отношении уведомлений об участии в МГК – 50 000 руб.;
- в отношении страновых сведений – 100 000 руб. в отношении каждого из видов сведений.
Предполагается, что указанные требования будут распространяться на финансовые периоды, начинающиеся с 1 января 2017 года, в переходный период 2017-2019 гг. в отношении указанных правонарушений налоговая ответственность применяться не будет.
Выводы и рекомендации
Разрабатываемый законопроект является реализацией Шага 13 БЕПС и предполагает представление международными группами компаний новой «трехуровневой» документации по ТЦО. Требования к подготовке и содержанию каждого из вида сведений соответствуют требованиям ОЭСР, однако не до конца коррелируют с национальными правилами ТЦО. Так, подготовка Национальной документации участником группы не исключает необходимость подготовки документации по ТЦО по этим же сделкам за календарный год в соответствии со ст. 105.15 НК РФ, то есть в случае несовпадения календарных и финансовых годов участнику необходимо будет готовить два комплекта документации.
Нововведения в первую очередь коснуться российских холдингов, подпадающих под требования Проекта. Они будут обязаны готовить ежегодно глобальную документацию, национальную документацию и страновый отчет. Российским участникам международных групп также будет необходимо согласовать с головными компаниями порядок подготовки страновой отчетности в соответствии с Проектом.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» будут внимательно следить за дальнейшим ходом разработки и рассмотрения Проекта, направленного на имплементации стандартов ОЭСР в части подготовки отчетности по международным группам компаний.
[1]либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми хотя бы одной фондовой биржей, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам, либо (в случае отсутствия таковой) такая отчетность составлялась бы в соответствии с требованиями фондовых бирж для целей допуска ценных бумаг к торгам.
[2] Указанное требование направляется в ходе проведения проверки по ТЦО в соответствии со ст. 105.17 НК РФ либо в связи с запросом компетентного органа иностранного государства.
[3] Указанное требование направляется в ходе проведения проверки по ТЦО в соответствии со ст. 105.17 НК РФ либо в связи с запросом компетентного органа иностранного государства.
[4] Налогоплательщик вправе не представлять страновый отчет, если такую обязанность выполняют материнская компания (уполномоченный участник) – налоговый резидент РФ, либо материнская компания (уполномоченный участник) – резидент государства, в котором установлена обязанность предоставлять аналогичный страновый отчет, которое является участником договора с РФ об автоматическом обмене страновыми отчетами.