Tax alert 27.07.17

Опубликовано совместное письмо ФНС России и Следственного Комитета России, предусматривающее методические рекомендации по доказыванию умысла при совершении налоговых правонарушений

Федеральная налоговая служба России опубликовала письмо от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@, которым в адрес налоговых органов направлены «Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (соборов) (далее – «Методические рекомендации»).
Методические рекомендации представляют собой объемный документ, подготовленный совместно ФНС России и Следственным Комитетом России и содержащий в себе существенные положения, которые затронут абсолютное большинство налогоплательщиков, сталкивающихся с налоговыми проверками.
Целями Методических рекомендаций, исходя из их содержания, являются:
1) Ужесточение налогового контроля в рамках налоговых проверок с целью квалификации выявляемых нарушений как умышленно совершенных;
2) Обеспечение системного применения положения пункта 3 статьи 122 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), предполагающего возможность применения штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога;
3) Обеспечение более активного уголовного преследования должностных лиц организаций, в отношении которых проводятся налоговые проверки.

История вопроса 

До недавнего времени налоговые органы в рамках налоговых проверок крайне редко использовали положения пункта 3 статьи 122 НК РФ, так как доказывание умысла должностного лица на совершение налогового правонарушения зачастую является сложной процедурой, а главное, не входит в цели налогового контроля (основная цель – доначисление налогов).
На фоне общего ужесточения налогового контроля и судебной практики в 2015-2016 гг. в актах налоговых проверок и решениях, выносимых по их результатам, стали появляться формулировки, дающие основания для последующей квалификации действий должностных лиц как преступлений. Однако в большинстве случаев налоговые органы не собирали достаточных доказательств вины и умысла должностных лиц, в связи с чем, уголовное преследование либо в принципе не возбуждалось, либо завершалось безрезультатно (так как без наличия доказательств умысла должностных лиц привлечение к уголовной ответственности невозможно).
Опубликованные Методические рекомендации принципиально меняют подход к квалификации тех или иных нарушений и действий налогоплательщиков в качестве умышленных, подробно раскрывая порядок доказывания умысла, описывая ситуации, которые могут быть квалифицированы в качестве умышленных нарушений, приводя примеры доказательств, которые должны быть собраны налоговыми органами для доказывания умысла.

Основные положения Методических рекомендаций

Методические рекомендации ориентируют налоговые органы на типовые ситуации, при которых необходимо не просто установление факта совершения налогового правонарушения, но и доказывание умысла должностного лица компании на его совершение.
Среди таких ситуаций, в том числе, указаны следующие:
1) Совершение нереальных хозяйственных операций (так как налогоплательщик не может не знать, что не получает товар (работу, услугу) в рамках отношений с контрагентом);
2) Обналичивание денежных средств с использованием подставных лиц, подконтрольных организаций и т.д.;
3) «Дробление бизнеса», выражающееся в разделении единого бизнеса на несколько компаний с целью применения специальных налоговых режимов;
4) Реализация (приобретение) товаров по нерыночной стоимости при условии, что реальная рыночная цена была известна налогоплательщику;
5) Исполнение договора лицом иным, чем указанное в договоре;
6) Привлечение в качестве подрядчиков общественных организаций инвалидов;
7) Использование гражданско-правовой формы договора, не соответствующей действительной экономической сути операций;
8) Использование договора лизинга исключительно с целью получения возможности ускоренной амортизации объекта и др.
В целях доказывания умысла должностных лиц на совершение налогового правонарушения Методические рекомендации указывают на необходимость тщательных допросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика и должностных лиц контрагентов.
Кроме того, налоговым органа рекомендуется производить выемки электронных носителей информации, баз данных, баз программ для ведения бухгалтерского учета.
Методические рекомендации предписывают налоговым органам активно сотрудничать с правоохранительными органами в рамках налоговых проверок, использовать в качестве доказательств данные, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий (данные телефонных переговоров, электронной переписки и т.д.).

Выводы и рекомендации 

Методические рекомендации свидетельствуют о том, что налогоплательщиков ждет ужесточение налоговых проверок с точки зрения мероприятий, которые будут проводиться налоговыми органами. К проверкам чаще будут подключаться правоохранительные органы, а, следовательно, увеличится объем таких действий как допросы, выемки, обыски, выемки электронных носителей и электронной переписки.
При этом приведенные в Методических рекомендациях примеры ситуаций, требующих повышенного внимания налоговых органов, свидетельствуют о том, что фактически любого рода налоговые доначисления могут, при включении специальных формулировок в решения, стать поводом для возбуждения уголовного дела.
Так, если обналичивание денежных средств всегда являлось основанием для возбуждения уголовного дела, то претензии к рыночности цен в сделках в большинстве случаев не приводили к уголовным последствиям, так как рыночная цена – крайне оценочное понятие. Аналогичным образом, заключение договоров лизинга вместо договоров купли-продажи ранее с крайне малой вероятностью могло быть квалифицировано как преступление.
Действуя в таких реалиях, налогоплательщики должны оценивать не только риски, связанные с возможными доначислениями налогов, но и уголовные риски должностных лиц компаний.
Особое внимание необходимо уделить таким мероприятиям как допросы, так как именно показания, данные в ходе допроса, как правило, являются основой для дальнейшего уголовного преследования. К налоговым проверкам необходимо тщательно готовиться, назначать лиц, ответственных за взаимодействие с налоговыми органами в рамках проверок, требовать от налоговых органов соблюдения законодательства в части процедурных правил проведения проверок.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить услуги по сопровождению налоговых проверок, а также по защите должностных лиц организаций от необоснованных претензий.