TaxAlert 24.02.2021

25.02.2021
Алерты /

Внесены изменения в некоторые процедуры налогового контроля, в том числе в порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков

Опубликован Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым откорректированы процедуры рассмотрения жалоб/апелляционных жалоб налогоплательщиков (далее – «жалоба»), изменены сроки хранения документов, а также расширены обязанности банков в части предоставления информации налоговым органам.

Этим же Законом уточнены некоторые правила налогового контроля за трансфертными ценами и введены новые нормы в порядок заключения соглашений о ценообразовании. Обзор этих поправок представлен в Tax Alert от 25.02.2021.

Расширен перечень оснований для оставления жалобы без рассмотрения

В дополнение к предусмотренным ранее п. 1 ст. 139.3 НК РФ основаниям добавлены следующие:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства;
  • до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом.

Остается в силе такое основание для оставления жалобы без рассмотрения как подача аналогичной жалобы ранее по тем же основаниям, но теперь вводится исключение из этого правила: если после рассмотрения первоначальной жалобы разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором, то новая жалоба принимается (пп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Предусмотрена возможность приостановить рассмотрение жалобы

Приостановление рассмотрения жалобы по ходатайству налогоплательщика возможно на срок не более 6 месяцев в целях предоставления дополнительных документов или информации (п. 1 ст. 140 НК РФ). Решение о приостановлении или об отказе в приостановлении рассмотрения жалобы налоговый орган принимает в течение 5 дней со дня получения ходатайства.

В случае представления дополнительных документов срок для вынесения решения по жалобе исчисляется с момента получения указанных документов (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Приостановление рассмотрения жалобы по решению вышестоящего налогового органа возможно:

  • до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;
  • в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве;
  • до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры.

Предусмотрена возможность рассмотрения жалобы с использованием видео-конференц-связи

Порядок использования видео-конференц-связи будет отдельно утвержден ФНС России.

Увеличен срок хранения документов

Закон предусматривает увеличение обязательных сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов с 4-х до 5-и лет (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Расширен круг обязанностей банков, связанных с осуществлением налогового контроля

На банки возлагается обязанность в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа выдавать налоговым органам следующие документы / их копии (п. 2.1 ст. 86 НК РФ):

  • паспорта лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента; доверенности на осуществление названных выше действий;
  • документы, определяющие отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (договор на открытие счета, заявление и т.д.);
  • карточки с образцами подписей и оттиска печати; информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Копии документов (информации) могут быть запрошены налоговыми органами:

  • в отношении организаций и ИП – в случаях проведения налоговой проверки организации или ИП, истребования у него документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам, переводов его электронных денежных средств;
  • в отношении физического лица — при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • в отношении всех категорий налогоплательщиков — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Зафиксирована возможность истребования документов (информации) о налогоплательщике у лица, ведущего реестр владельцев ценных бумаг (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

 

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.

Измененные положения относительно порядка рассмотрения жалобы применяются в отношении жалоб, поданных после дня вступления в силу Закона.

ВЫВОДЫ

Вносимые в НК РФ изменения в части рассмотрения налоговыми органами жалоб существенным образом изменяют ранее установленный порядок административного оспаривания решений налоговых органов. Некоторые изменения, к примеру, в части приостановления рассмотрения жалоб до рассмотрения судебных споров, позаимствованы из АПК РФ.

В новых нормах прослеживается стремление анализировать и обобщать жалобы по различным направлениям споров на уровне налоговой службы. Именно о таком подходе в целях сокращения налоговых споров в результате формирования единой практики разрешения конфликтов на административной стадии заявлял руководитель ФНС России Егоров Д.В. в рамках недавнего Гайдаровского форума.

Однако неразрешенным остался вопрос о начислении пеней в период приостановления рассмотрения жалобы. Представляется, что если инициатива приостановления исходит от налоговой службы, то налогоплательщик не должен нести бремя уплаты пеней за время такого приостановления.

Приостановление рассмотрения жалоб по инициативе налогоплательщика в целях предоставления дополнительных документов или информации позволит эффективнее разрешать споры на досудебной стадии. При этом теперь при представлении новых документов совместно или в период рассмотрения жалобы не нужно обосновывать причины непредставления таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросу изменений налогового законодательства, а также оказать юридическую помощь в ведении судебных споров и налоговых споров на досудебной стадии.