TaxAlert 25.02.2021

Внесены изменения в налоговый контроль за ценами и порядок заключения соглашения о ценообразовании

Опубликован Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым уточнены некоторые правила налогового контроля за трансфертными ценами и введены новые нормы в порядок заключения соглашений о ценообразовании.

Помимо этого, Законом откорректированы процедуры рассмотрения жалоб налогоплательщиков на досудебной стадии, изменены сроки хранения документов, а также расширены обязанности банков в части предоставления информации налоговым органам. Обзор этих поправок представлен в Tax Alert от 24.02.2021.

Условия признания сделок контролируемыми

1. Устранена неточность в признании контролируемыми внешнеторговых сделок с нефтью и нефтепродуктами, черными, цветными и драгоценными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными камнями (пп. 2 п. 1 и п. 5 ст. 105.14 НК РФ). В ранее действующей редакции эти сделки были ограничены товарами мировой биржевой торговли, что приводило к невозможности признать контролируемыми сделками внешнеторговые сделки между независимыми компаниями, предметом которых являются минеральные удобрения, черные металлы и драгоценные камни, так как эти товары не относятся к биржевым. Группы этих товаров не вошли и в действующий приказ Минпромторга с кодами товаров, сделки с которыми признаются контролируемыми по данному основанию (п. 6 ст. 105.14 НК РФ).

Теперь сделки, которые входят в состав товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, даже если предмет сделки не является товаром мировой биржевой торговли. Следует ожидать пересмотра приказа Минпромторга с включением в него черных металлов, минеральных удобрений и драгоценных камней.

2. Уточнен порядок исчисления суммы доходов, если лицо, получающее доход, не исчисляет налог на прибыль – в таком случае сумма дохода по сделке определяется расчетным путем по правилам гл. 25 НК РФ с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

3. Урегулирован вопрос о расчете суммы дохода при совершении контролируемых сделок с участием посредника, действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала) – для целей суммового порога такие сделки приравниваются к сделкам между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие посредника (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Выявление контролируемых сделок вне рамок налоговых проверок

Территориальным налоговым органам предоставлена возможность выявлять контролируемые сделки и направлять в ФНС России извещение о них вне рамок проведения налоговых проверок и налогового мониторинга (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Цель данного изменения декларировалась как сокращение количества проверок. Прежняя редакция не позволяла налоговому органу без назначения налоговой проверки информировать ФНС о наличии у налогоплательщика контролируемой сделки, даже если он располагал информацией о ней. Теперь это можно сделать без назначения проверки.

Однако с практической точки зрения, это нововведение наделило налоговые органы законным правом осуществлять внепроверочный анализ широкого круга сделок, что приведет к усилению администрирования. Кроме того, Законом не урегулированы источники и порядок истребования информации о контролируемых сделках вне рамок проверок. На эти недостатки еще на стадии рассмотрения законопроекта обращало внимание Правовое управление Госдумы, однако они не были исправлены в окончательной редакции.

Теперь выявлять контролируемые сделки налоговый орган сможет любыми способами, например, запросив документы у банков или у таможенных органов, а также путем направления запросов по конкретной сделке вне рамок проверки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Срок предоставления налогоплательщиком документов, истребуемых ФНС России при проверке контролируемых сделок

Урегулирован срок предоставления налогоплательщиком документов, истребуемых ФНС России при проверке контролируемых сделок, — до 10 дней со дня получения соответствующего требования. Данные изменения вносятся в п. 7 ст. 105.17 НК РФ.

Ранее специальных сроков в разделе V.1 НК РФ предусмотрено не было. Документы истребовались на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ со сроком предоставления пять дней.

Возможность в рамках ценовой проверки истребования документов (информации) как у участников сделки, так и у иных лиц

Редакция п. 7 ст. 105.17 НК РФ до изменений позволяла истребовать в рамках проверки цен документы (информацию) только у участников проверяемой сделки.

Закон предусматривает возможность истребования документов (информации) как у участников сделки, так и у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней.

Порядок заключения соглашений о ценообразовании

1. При заключении соглашения о ценообразовании с участием иностранного налогового органа предоставляется возможность применения наряду с методами, предусмотренными НК РФ, методов, используемых в соответствующем иностранном государстве, при условии сопоставимости результатов. Эта возможность может быть реализована в отношении внешнеторговой сделки, одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 2.1 ст. 105.7 НК РФ).

При заключении такого соглашения о ценообразовании налогоплательщик вместе с заявлением представляет сведения о подаче иностранным контрагентом аналогичного заявления в уполномоченный орган иностранного государства. Если такое заявление иностранным контрагентом подано позже, то налогоплательщик должен сообщить о его подаче в шестимесячный срок (п. 3.1 ст. 105.22 НК РФ).

2. Проверка не может быть проведена в отношении сделки, по которой налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, но по нему не принято ни решение о заключении соглашения, ни решение об отказе в его заключении (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

3. Если принято решение об отказе от заключения соглашения, решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня принятия решения. Течение этого срока приостанавливается, если решение обжалуется в судебном порядке до дня вступления в силу судебного акта. Сделки, в отношении которых принято решение об отказе от заключения соглашения, могут быть проверены в рамках пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

4. Перечень оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании дополнен следующими позициями (п. 8 ст. 105.22 НК РФ):

  • недостижение взаимного соглашения с иностранным налоговым органом в целях заключения соглашения о ценообразовании;
  • непредставление сведений в порядке и сроки, установленные НК РФ;
  • несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании; отказ налогоплательщика от подписания соглашения.

5. В случае принятия решения об отказе от заключения соглашения по причине недостижения взаимного соглашения с иностранным налоговым органом в целях заключения соглашения о ценообразовании налогоплательщику предоставлено право в течение трех месяцев со дня получения решения повторно представить ФНС России проект соглашения в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом без участия иностранного налогового органа (п. 8.1 ст. 105.22 НК РФ).

6. Исключена необходимость представления налогоплательщиком вместе с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании документов, которые находятся в распоряжении налоговых органов (п. 1 ст. 105.22 НК РФ).

7. Уточнены сроки представления иных документов, запрашиваемых ФНС России и необходимых для заключения соглашения о ценообразовании (10 дней с даты получения запроса ФНС России (п. 3 ст. 105.22 НК РФ), а также сроки представления доработанного проекта соглашения о ценообразовании (30 дней со дня получения решения ФНС России о необходимости доработки проекта соглашения (п. 6.1 ст. 105.22 НК РФ).

8. С 9 до 27 месяцев увеличен срок рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании с участием иностранного государства. Этот срок приостанавливается на период представления налоговым органом иностранного государства документов и (или) информации в соответствии с запросом, направленным ФНС России, в рамках проведения взаимосогласительной процедуры (п. 4 ст. 105.22 НК РФ).

9. Установлена обязанность для налогоплательщиков, обратившихся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обеспечивать в течение 6 лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов по контролируемым сделкам, а по внешнеторговым сделкам, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено СИДН, — в течение 10 лет (п. 5.1 ст. 105.17).

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования (опубликован 17.02.2021).

Положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ в редакции Закона (исключение ограничения контролируемых сделок товарами мировой биржевой торговли) применяются к сделкам, совершенным начиная с 01.01.2022 года.

ВЫВОДЫ

Законом уточнены и усилены процедуры налогового контроля, а также устранены некоторые неточности и противоречия в регулировании вопросов трансфертного ценообразования.

Положения Закона указывают на стремление законодателя сделать процесс заключения соглашений о ценообразовании более прозрачным, регламентированным и привлекательным с целью расширения практики заключения таких соглашений, в том числе с привлечением зарубежных уполномоченных органов.

В декабре 2020 года было заключено первое в России подобное соглашение между ФНС России и ПАО «ГМК «Норильский Никель» с участием иностранного налогового органа – Налоговой администрации Финляндии.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросу изменений налогового законодательства, а также оказать юридическую помощь в ведении налоговых споров на административной и судебной стадиях.