TaxAlert 29.12.2021
При наличии документов и установлении фактического исполнителя по сделке инспекция самостоятельно осуществляет «налоговую реконструкцию»
Опубликовано Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.12.2021 по делу № А40-131167/2020 ООО «Спецхимпром» (далее – общество) по вопросу осуществления налоговой реконструкции при взаимодействии с «техническими» компаниями.
Обстоятельства дела
Общество приобретало продукцию у контрагентов, которые не вели реальной финансово-хозяйственной деятельности. Цена приобретенной у них продукции значительно превышала цену изготовителя, несмотря на то, что продукция вывозилась с его территории силами самого общества за его счет или за счет его покупателей, без какого-либо участия контрагентов. Искусственно сформированная наценка выводилась контрагентами на счета «технических» компаний, а реальная стоимость перечислялась на счета изготовителя.
Налоговый орган осуществил доначисление, исключив в полном объеме из налоговой базы по налогу на прибыль расходы на приобретение продукции у спорных контрагентов и отказав в вычете НДС.
Позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанций
Суды трех инстанций согласились с выводами налоговой инспекции. Доводы общества о необходимости проведения «налоговой реконструкции» были отклонены.
Позиция Верховного Суда РФ
Судебная коллегия направила дело на новое рассмотрение, указав, что если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании и в распоряжении налогового органа имеются сведения, позволяющие установить лицо, которое осуществило фактическое исполнение по сделке и уплатило причитавшиеся при этом суммы налогов, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана только та часть расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями.
Коллегия также отметила, что «противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения не должно приводить к определению налоговой обязанности в относительно более высоком размере — превышающем потери казны от неуплаты налогов, возникшие на той или иной стадии обращения товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиком. Иное означало бы применение санкции, что выходит за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения».
Налоговая реконструкция, в том числе в условиях действия ст. 54.1 НК РФ, производится с учетом установления по результатам налоговой проверки (в частности, при содействии самого налогоплательщика) лица, которое фактически занималось исполнением по сделке.
Таким образом, если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, то при установлении в ходе проверки фактического исполнителя по сделке и наличии необходимых документов инспекция определяет реальные налоговые обязательства.
Выводы
Позиция СКЭС ВС РФ в этом деле убедительно доказывает необходимость применения «налоговой реконструкции» во всех без исключения подобных спорах при условии, что у налогового органа имеются необходимые документы и в ходе проверки установлен фактический исполнитель по сделке.
При этом для осуществления реконструкции налогоплательщику не нужно заявлять об умышленном участии в сделке и (или) об организации схемы уклонения от уплаты налогов, ходатайствовать о применении реконструкции в связи с участием в этой схеме и пр., на чем в последнее время настаивают налоговые органы.
СКЭС ВС РФ вновь подчеркнула преемственность ст. 54.1 НК РФ и Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», отметив, что указанная статья Налогового кодекса не ввела новое регулирование, а просто конкретизировала обстоятельства и условия, принимаемые во внимание при оценке поведения налогоплательщика в зависимости от искажения им сведений о фактах хозяйственной жизни.
Коллегия также сослалась на многие акты Конституционного Суда РФ (постановления от 28.03.2000 № 5-П, от 17.03.2009 № 5-П, от 22.06.2009 № 10-П; определения от 27.02.2018 № 526-О, от 26.03.2020 № 544-О, от 04.07.2017 № 1440-О), согласно которым налоговые органы должны принимать меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика.