Alert 09.03.2022
Новые нормативно-правовые акты относительно проведения сделок с иностранными лицами
Ранее мы уже рассматривали особый порядок проведения сделок с иностранными лицами, установленный в указах Президента РФ от 28.02.2022 № 79[1] и от 01.03.2022 № 81[2] (см. алерт от 04.03.2022).
В настоящем алерте представлен краткий обзор новых нормативно-правовых актов, касающихся данной темы:
Законодательные акты | Тематика | Дата опубликования / вступления в силу |
Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 (далее – Указ № 95) | Временный порядок исполнения обязательств перед иностранными кредиторами | 05.03.2022 |
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 (далее – Постановление № 295) | Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ разрешений на осуществление сделок резидентов с лицами недружественных государств | 07.03.2022 |
Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (далее – Распоряжение № 430-р) | Перечень недружественных государств | 07.03.2022 |
Перечень недружественных стран
Распоряжением № 430-р Правительство РФ утвердило список недружественных по отношению к России государств. В него вошли:
1. Австралия
2. Албания
3. Андорра
4. Великобритания (включая о. Джерси, о. Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар)
5. Государства – члены Европейского союза
6. Исландия
7. Канада
8. Лихтенштейн
9. Микронезия
10. Монако
11. Новая Зеландия
12. Норвегия
13. Республика Корея
14. Сан-Марино
15. Северная Македония
16. Сингапур
17. Соединенные Штаты Америки
18. Тайвань (Китай)
19. Украина
20. Черногория
21. Швейцария
22. Япония
Важно отметить следующее: в п. 12 Указа № 95 уточняется, что к категории лиц из недружественных государств НЕ ОТНОСЯТСЯ лица, которые отвечают одновременно двум требованиям:
1) находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические или физические лица), включая случаи, когда этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
2) информация о контроле над которыми раскрыта российскими юридическими или физическими лицами российским налоговым органам в соответствии с требованиями законодательства.
Порядок выдачи разрешений на осуществление сделок резидентов с лицами из недружественных государств
Указом № 81 установлен особый порядок проведения сделок резидентов с лицами из недружественных государств (пп. а п. 1 Указа № 81). Данные сделки, как и валютные операции, перечисленные в п. 3 Указа № 79 (см. алерт от 02.03.2022), могут осуществляться на основании разрешений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Комиссия).
Постановлением № 295 утверждены правила выдачи таких разрешений (далее – Правила), в частности:
- определен круг сделок, разрешение на осуществление которых выдается в утверждаемом порядке (п. 1 Постановления № 295);
- уточнены некоторые используемые термины (п. 3 Постановления № 295);
- урегулирован порядок подачи заявления на выдачу разрешения (п. 4–9, 12 Постановления № 295);
- указаны некоторые аспекты работы специальной подкомиссии, непосредственно выдающей разрешения (п. 13–16 Постановления № 295)
В то же время Постановление № 295 не содержит критериев, которыми должна руководствоваться Комиссия при выдаче разрешений, а также сроков рассмотрения заявлений и выдачи разрешений. По сути, в Постановлении содержатся правила подачи заявления на выдачу разрешения Комиссии, процесс же принятия решений о выдаче таких разрешений не урегулирован.
К сделкам, разрешение на осуществление которых выдается согласно Правилам, относятся:
a) сделки резидентов с лицами недружественных государств и лицами, которые находятся под контролем указанных лиц:
-
- предоставление кредитов и займов в рублях;
- сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество;
b) сделки, контрагентами по которым выступают иностранные лица, не относящиеся к числу лиц из недружественных государств, и предметом которых являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные такими контрагентами после 22.02.2022 у лиц из недружественных государств;
c) валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа;
d) зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в банках (иных организациях финансового рынка) за пределами РФ, а также осуществление резидентами переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
Уточнены вопросы, которые ранее относились к спорным:
- термин «резидент» означает «валютный резидент»;
- при определении лица, находящегося «под контролем» лиц из недружественных государств, используется критерий нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем в значении ст. 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ (кратко: 50% голосующих акций; право определять решения, включая условия ведения предпринимательской деятельности; право назначать исполнительный орган / избирать орган управления; осуществление полномочий управляющей компании).
Заявления о выдаче разрешения подаются в Минфин России. Список документов, входящих в состав заявления, представлен в п. 5 Постановления № 295.
Разрешения выдаются решением специально созданной подкомиссии, которую возглавил Министр финансов Антон Силуанов.
Возможна выдача разрешения на осуществление сделки неопределенному кругу лиц (п. 16 Постановления № 295).
Временный порядок исполнения обязательств перед иностранными кредиторами
В дополнение к мерам экономического характера, предусмотренным Указом № 79 и Указом № 81, в Указе № 95 установлен временный порядок исполнения должниками обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами, являющимися лицами из недружественных государств и лицами, которые находятся под контролем первых (далее – Порядок).
Данный Порядок распространяется только на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн рублей в календарный месяц (эквивалент в иностранной валюте) (п. 2 Указа № 95).
Согласно Порядку должник вправе подать в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора или иностранного номинального держателя счета типа «С», предназначенного для проведения расчетов по обязательствам. В целях исполнения обязательств, связанных с эмиссией ценных бумаг, должник может направить такое заявление центральному депозитарию (п. 3 Указа № 95). Кредитор, в свою очередь, вправе обратиться в кредитную организацию, в которой открыт такой счет, с заявлением об использовании средств в порядке, определенном ЦБ РФ (п. 7 Указа №95).
Режим счета типа «С» устанавливается решением совета директоров ЦБ РФ, счет ведется в рублях (п. 5 Указа № 95).
В Указе № 95 установлено право ЦБ РФ и Минфина России определять порядок исполнения обязательств кредитными организациями (некредитными финансовыми организациями) и другими должниками, а также выдавать разрешение на исполнение обязательств указанными должниками без соблюдения порядка (п. 6, 10, 11 Указа № 95). Мы планируем выпустить отдельный алерт по вопросу использования счетов типа «С» с появлением новой информации по этому вопросу.
*****
Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической ситуацией.
[1] «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ № 79).
[2] «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее – Указ № 81).
[3] «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».