Alert 20.07.2022

Донастройка ИТ-маневра

14.07.2022 Президент РФ подписал Федеральный закон №321-ФЗ, который изменяет положения НК РФ, внесенные ранее в рамках реализации «ИТ-маневра».

Изменения

В части налогообложения НДС пп.26 п. 2 ст. 149 НК РФ уточнено, что Интернет теперь не является единственным видом информационно-телекоммуникационной сети, служащей для передачи данных, а выступает в качестве примера таковой. Данное изменение вступит в силу с 01.10.2022.

Значительные изменения претерпели положения п.1.15 ст.284 и п.5 ст.427 НК РФ, которыми регулируется порядок применения льготных ставок по налогу на прибыль и страховым взносам.
Прежде всего, такие преференции не смогут применять:

  • организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022;
  • организации, в которых прямо и (или) косвенно участвует РФ, и доля такого участия составляет не менее 50 %.

Данное ограничение не распространяется на ИТ-организации, аккредитованные до 01.07.2022 и уже применяющие в 2022 нулевую ставку по налогу на прибыль и пониженные страховые взносы.

Для возможности применения льготных ставок доля доходов от ИТ-деятельности в сумме всех доходов организации теперь должна составлять не менее 70%.

Дано определение термину «собственные программы для ЭВМ, базы данных». К таковым теперь относятся продукты разработанные, адаптированные и (или) модифицированные ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией. Лицом, входящим в одну группу с ИТ-организацией, признается лицо, которое прямо участвует в ИТ-организации, либо в котором прямо участвует ИТ-организация, либо в котором в ИТ-организации прямо участвует третье лицо, и доля участия во всех случаях составляет более 50 %. Введено и понятие «заказные программы для ЭВМ, базы данных». Это ПО и базы данных, в отношении которых ИТ-организация оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации и модификации.

С учетом этих терминов расширен и уточнен перечень доходов, относящихся к полученным от ИТ-деятельности:

  • от реализации экземпляров собственных программ для ЭВМ, баз данных (далее – ПО);
  • от предоставления ИТ-организацией прав использования собственных ПО, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через любую информационно-телекоммуникационную сеть;
  • от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации заказных ПО;
  • от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ и заказных ПО;
  • от оказания услуг (выполнения работ) (i) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов при наличии документа, выданного Минкомсвязи России, подтверждающего отнесение работ к разработке; (ii) по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от реализации разработанных ИТ-организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от оказания ИТ-организацией услуг с использованием собственных ПО, включенных в Единый реестр, по распространению рекламной информации в Интернете и (или) получению доступа к такой информации;
  • от оказания услуг в Интернете с использованием собственных ПО, включенных в Единый реестр, по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров;
  • от оказания услуг с использованием собственных ПО, включенных в Единый реестр, по предоставлению доступа к аудиовизуальным произведениям и (или) сообщениям телепередач на аудиовизуальном сервисе, включенном в реестр аудиовизуальных сервисов;
  • от оказания услуг и (или) предоставления прав использования, заключающихся в предоставлении доступа к отдельным фонограммам, совокупности фонограмм, объектам авторского и смежных прав, связанных с фонограммами, с использованием собственных ПО, включенных в Единый реестр;
  • от оказания услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) ИТ-организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, с использованием собственных ПО, включенных в Единый реестр, в том числе путем предоставления удаленного доступа.

Уточнен перечень исключений для доходов, которые относятся к полученным от ИТ-деятельности. К доходам от ИТ-деятельности не относится выручка, полученная от предоставления прав использования собственных ПО, и от оказания услуг в Интернете с использованием собственных ПО, включенных в Единый реестр, если такие права или услуги состоят в получении возможности:

  • реализации товара через электронную торговую площадку, оператор которой при этом осуществляет хранение, упаковку, доставку, выдачу такого товара покупателю;
  • реализации услуг общественного питания через электронную платформу, оператор которой обеспечивает доставку, выдачу товара (блюда) покупателю;
  • получения услуг, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом;
  • размещения или получения доступа к информации о спросе и предложениях на услуги такси;
  • участия в процедуре закупок, торгах на товарном рынке;
  • осуществления (инициирования) безналичных переводов денежных средств;
  • получения банковских услуг и финансовых услуг;
  • формирования кодов маркировки, предоставляемой оператором государственной информационной системы мониторинга;
  • хранения данных в центрах обработки данных, получения услуг связи по передаче данных в целях передачи голосовой информации, предоставляемой оператором связи.

Для целей нового регулирования к ПО, включенным в Единый реестр, приравнивается и программа для ЭВМ, только составная часть которой внесена в него.

Перечень видов доходов начинает применяться с обратной силой с 01.01.2022, за исключением указанных в абз.8 п.3 ст.1 и абз.8 пп. «б» п.4 ст. 1 Закона, которые начинают применяться с 01.01.2023, и приходят на смену поименованным в текущей редакции абз.6 п. 1.15 ст. 284 и абз.6 п. 5 ст. 427 НК РФ.

При определении сумм всех доходов ИТ-организации в отчетных (расчетном) периодах 2022, для целей применения пониженных страховых взносов не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года.

Аккредитованные ИТ-организации, которые с учетом исключения из общей суммы доходов выручки от реализации долей по итогам отчетных периодов — первого квартала и полугодия 2022 не выполняют условие о доле доходов в новой редакции п.5 ст. 427 НК РФ, вправе применять пониженные тарифы при соблюдении условий по итогам периодов с 01.07.2022 по 30.09.2022 и с 01.07.2022 по 31.12.2022.
Помимо этого, упразднено требование к минимальной среднесписочной численности сотрудников ИТ-компании, а также из п.5 ст. 427 НК РФ исчезло такое понятие, как «вновь созданная» ИТ-организация. Данные изменения будут применяться с обратной силой с 01.01.2022.

Текущий порядок получения государственной аккредитации в качестве ИТ-организаций будет применятся до 01.08.2022.

Также Закон предусматривает право организаций — налогоплательщиков налога на прибыль применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении следующих объектов:

  • нематериальных активов, являющихся исключительными правами на ПО, включенные в Единый реестр;
  • амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Специальный коэффициент не применяется, если налогоплательщик, воспользовавшись правом, предусмотренным п.2 ст. 258 НК РФ, самостоятельно определил срок полезного использования программы для ЭВМ.

Выводы

Принятие Закона является долгожданным событием для участников ИТ-отрасли. В его формулировках пп.26 п.2 ст.149, п.1.15 ст.284 и п.5 ст. 427 НК РФ просматриваются некоторая синхронизация с определением и перечнем электронных услуг (ст.174.2 НК РФ), а также отражение ранее высказанных позиций Минфина России по вопросам применения освобождения по НДС. Например, подход к определению «информационно-телекоммуникационной сети» в качестве канала передачи данных. В контексте ст.174.2 НК РФ финансовое ведомство не раз высказывалось, что Интернет является одним из примеров, при этом усовершенствованная виртуальная частная сеть также подпадает под это определение (см., например, письмо Минфина России от 02.04.2021 № 03-07-08/24548). Теперь аналогичный подход будет применим при решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС.

Перечень доходов, которые законодатель не относит к ИТ-деятельности, стал более конкретным. Очевидна воля законодателя исключить из льготирования операторов электронных торговых и рекламно-торговых площадок, а также сервисы доставки еды и заказа такси.

Интересным представляется решение законодателя рассматривать группу лиц в качестве единого субъекта при решении вопроса о том, является ли программа для ЭВМ собственным продуктом ИТ-организации, распространяющей ее экземпляры.

При этом законодатель закрыл главу под название «выделение ИТ-подразделения в отдельную компанию в результате реорганизации». Видимо инициаторы изменений посчитали, что полутора лет было более чем достаточно для проведения реструктуризации всеми действующими участниками рынка. А сам вопрос легитимности такой реорганизации с последующим применением льгот вызывал массу вопросов и нареканий (см., например, Письмо ФНС России от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@, от 20.02.2021 № СД-4-3/2160, от 21.01.2021 № СД-4-2/561@). Хотя теперь может стать актуальным вопрос, будет ли подпадать под льготы новая ИТ-компания в составе группы лиц с переходом в нее работников.

В целом принятый Закон видится положительным. А с учетом того, что в его создании принимали активное участие игроки ИТ-отрасли, можно говорить, что он представляет собой некий компромисс между бизнесом и государством о пределах поддержки отечественной ИТ-индустрии на текущий момент.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией.