Alert 21.07.2022

О мерах по снижению административного давления

14.07.2022 опубликован Федеральный закон № 290-ФЗ, которым внесены следующие изменения в законодательство об административных правонарушениях:

  • распространено правило о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение на всех субъектов административных правонарушений (ранее применялось только к некоммерческим организациям, субъектам МСП, ИП);
  • установлено назначение только минимального наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи в случае предотвращения совершившим правонарушение лицом вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба (устранения причиненного вреда);
  • административный штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением ряда статей ), может быть уплачен в половинном размере в течение двадцати дней со дня вынесения постановления по делу.

Также установлены дополнительные процессуальные гарантии, направленные на совершенствование порядка возбуждения и рассмотрения дел о правонарушениях, выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

  • не допускается рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, проводившим проверку и возбудившим дело о таком административном правонарушении;
  • дело об административном правонарушении о несоблюдении обязательных требований не может быть возбуждено без проведения проверки и оформления акта с участием проверяемого, за исключением дел по ст. 9.1 и ст. 9.21 КоАП ;
  • до оформления акта дело может быть возбуждено в случае необходимости изъятия вещей и документов, ареста товаров, транспортных средств и иных вещей либо временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения таких дел должностное лицо, осуществившее любое из вышеуказанных действий, обязано уведомить прокурора в течение 24 часов.

Введение предлагаемых положений должно способствовать восстановлению баланса публичных и частных интересов, который в последнее время значительно сместился в пользу первых. Замена штрафа на предупреждение, запрет на максимальные штрафы и возможность «льготного» штрафа снизит «административную» составляющую в предпринимательских расходах, что позволит направить больше ресурсов на развитие.

Также выглядела довольно странной ситуация, при которой контролер, проводивший проверку, сам выносил и решение по результатам такой проверки (судья в своем деле). Запрет на такое рассмотрение должен повысить качество проверочных мероприятий одновременно с ответственностью контролеров, что также позволит обеспечить более эффективное соблюдение прав проверяемых субъектов.

В целом саму работу по корректировке административного законодательства, снижению мер административной ответственности для субъектов предпринимательской деятельности считаем правильным продолжать, так как экономическое развитие государства возможно только в условиях эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общества.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией.


[1] Статьи 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, части 5 — 7 статьи 14.32, статьи 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, части 1 – 8.1, 9.1 — 39 статьи 19.5, статьи 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 — 19.8.2, 19.23, части 2 и 3 статьи 19.27, статьи 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, часть 2 статьи 20.28 КоАП.

[2] Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных. производственных объектов

[3] Нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)