Tax Alert 04.03.2022 IT

Новые меры поддержки ИТ-отрасли

Президентом Российской Федерации подписан Указ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».

Указ вступил в силу со дня его официального опубликования – 02.03.2022.

Суть события

Правительству РФ поручено принять меры, направленные на:

  • установление до 31.12.2024 г. для аккредитованных ИТ-организаций налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 %;
  • на установление налоговых льгот и преференций для аккредитованных ИТ-организаций, получающих доходы от распространения (размещения) рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций либо доходы, связанные с реализацией, установкой, тестированием и сопровождением отечественных решений в области ИТ;
  • освобождение аккредитованных ИТ-организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до 3 лет.
    Обозначены меры социальной направленности:
  • выделение финансовых средств аккредитованным ИТ-организациям на улучшение жилищных условий их работников и обеспечение повышения уровня их заработной платы, а также, определить категории работников, на улучшение жилищных условий которых будут выделяться финансовые средства;
  • предоставлять гражданам РФ, работающим в аккредитованных ИТ-организациях, право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях);
  • принятие мер, направленных на упрощение процедур трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованных ИТ-организациях, и получения этими гражданами вида на жительство.

Правительство РФ должно будет определить категории граждан РФ, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставления этого права.

Также поручена выработка мер для финансовой поддержки деятельности аккредитованных ИТ-организаций:

  • выделение ежегодно из федерального бюджета бюджетных ассигнований на осуществление грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений в области ИТ;
  • предоставление льготных кредитов по ставке, не превышающей 3 %, на обеспечение текущей деятельности и реализацию новых проектов;
  • консолидация и стимулирование закупок критически важных отечественных разработок в области ИТ, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд или проводимых отдельными видами юридических лиц, а также упрощение порядка проведения таких закупок.

Правительству дано поручение внести в законодательство РФ требуемые изменения.

Наша оценка события

В настоящий момент решающее знание имеет то, каким образом данное поручение будет реализовано в законодательстве. В рамках налогового ИТ-маневра российским компаниям, получившим аккредитацию, подтверждающую статус организации, осуществляющей деятельность в области ИТ, была предоставлена пониженная ставка по налогу на прибыль, которая поставлена в зависимость от доли доходов от конкретных видов ИТ-деятельности в общей сумме доходов.

В тексте Указа привязка нулевой ставки сделана только к статусу субъекта – аккредитованная ИТ-организации, без указания на какие-либо ограничения. С учетом дополнительного поручения о выработке мер для установления налоговых льгот и преференций для лиц, которые получают доходы от деятельности, ранее не охватываемой ИТ-маневром (например, распространения (размещения) рекламы), можно предположить, что данное послабление может не только снизить налоговую нагрузку, но и расширить круг лиц, допущенных к его получению.
Напомним, что ранее для целей налога на прибыль, страховых взносов и НДС было установлено ограничение по видам деятельности, доходы от которой исключались из периметра льгот (абз.2 пп.26 п.2 ст. 149, абз.4 п.1.15 ст. 284, абз.4, 8 п.5 ст. 427 НК РФ).

С другой стороны, законодатель может ограничить применение нулевой ставки только для тех субъектов, которые ранее отвечали требованиям преференций ИТ-маневра. При этом для целей освобождения от налогообложения НДС, наоборот, расширить его применение на иные виды реализации прав использования программ для ЭВМ и баз данных. Данная мера может быть реализована, например, ограничением на время (также до 31.12.2024) действия абз.2 пп.26 п.2 ст. 149 НК РФ, содержащего перечень исключений.

Но не может не обращать на себя внимание формулировка Указа об установлении льгот при получении доходов, связанных с установкой, тестированием и сопровождением отечественных ИТ-решений. Данные виды деятельности на текущий момент не учувствуют в 90% доле доходов для целей получения права на пониженную ставку по налогу на прибыль и страховых взносов, если осуществляются не в отношении программ для ЭВМ (баз данных) разработка, адаптация или модификация которых не производилась налогоплательщиком. Таким образом, можно ожидать как минимум расширения льгот на такие виды деятельности, осуществляемые в отношении отечественных ИТ-решений.

Мы будем внимательно следить за развитием данного вопроса и держать вас в курсе событий.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации в отношении изменений законодательства в период установленных в связи с политической ситуацией ограничений и изменений.

Подпишитесь на наш
Telegram-канал