Tax alert 21.09.16

Подготовлен проект изменений в НК РФ в связи с реализацией автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний

Правительство России разместило для публичного обсуждения на портале нормативных правовых актов Проект закона, вносящего изменения в НК РФ в рамках реализации автоматического обмена информацией о финансовых счетах и подготовки документации по международным группам компаний.
Разработка инструментов автоматического обмена информацией связана с участием России в двух международно-правовых соглашениях по вопросу налогообложения:
1)      Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая вступила в силу в отношении РФ с 01 июля 2015 г., и является правовой основой для реализации автоматического обмена информацией согласно специальному стандарту ОЭСР (CRS);
2)     Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях, подписанного 12 мая 2016 г. и позволяющего присоединившимся странам ежегодно обмениваться информацией о финансовых операциях граждан и юридических лиц в автоматическом режиме.
Планируется, что поправки вступят в силу уже с 1 января 2017 года, что соответствует предполагаемым срокам начала выполнения требований CRSсо стороны России.
Международный обмен информацией о финансовых счетах.
Часть первую НК РФ планируется дополнить Разделом VII.1 «Исполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам».
Проектом предлагается ввести обязанность для организаций финансового рынка[1] представлять в ФНС России:

  • информацию о клиентах, выгодоприобретателях и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств;
  • финансовую информацию о счетах таких клиентов;
  • иную информацию, относящуюся к заключенному договору на оказание финансовых услуг между клиентом и организацией.

На клиентов организаций финансового рынка возлагаются обязанности предоставлять запрашиваемую информацию в отношении себя, выгодоприобретателей и контролирующих лиц, в противном случае организация финансового рынка вправе отказаться от сотрудничества или расторгнуть существующий договор с клиентом.
Предполагается, что порядок и сроки представления указанной информации в ФНС России, а также ее состав, будут установлены Правительством России по согласованию с Банком России.
ФНС России, в свою очередь, будет передавать полученные сведения компетентным органам иностранных государств, входящих в установленный ФНС России перечень, и получать информацию от других стран в отношении российских налоговых резидентов.
Участие иностранного налогового органа в налоговых проверках.
Положения ст. 87 НК РФ предлагается дополнить пунктом 3, предусматривающим возможность участия компетентного органа иностранного государства по его запросу в камеральных и выездных налоговых проверках в России. Порядок организации работы по обеспечению участия компетентного органа иностранного государства в проверках должен быть утвержден ФНС России.
Выводы и рекомендации
Разработка мер по реализации Россией положений Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией подтверждает намерения России активно сотрудничать со странами ОЭСР, унифицировать положения российского законодательства со стандартами CRSи идти по пути открытости налоговой информации.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» будут внимательно следить за дальнейшим ходом разработки и рассмотрения Проекта.


[1] Организация финансового рынка – кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговая организация, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иное имущество для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.