Tax alert 28.12.15

Госдуму внесен законопроект о порядке налогообложения НДС IT-услуг и предоставления лицензий на пользование по для ЭВМ и баз данных

24 декабря 2015 г. в Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект №962487-6).
Проект Федерального закона устанавливает правила налогообложения операций, совершенных через сеть «Интернет», по продаже иностранными компаниями российским потребителям прав доступа к базам данных, программного обеспечения, игр, музыкальных произведений, книг, видеопродукции и прочего подобного контента.

Основные положения Федерального закона: 

Проект Федерального закона предполагает:
отмену освобождения от налогообложения НДС передачи прав на использование программ для ЭВМ и баз данных;
вводит понятие «оказание услуг в электронной форме», к которым законопроект (вновь вводимая ст. 174.2 НК РФ) относит:

  • передачу прав, не являющихся исключительными, на использование программ для ЭВМ и баз данных (включая права доступа и дополнительные функциональные возможности, а также обновления к ним);
  • предоставление возможности размещать предложения о реализации товаров (работ, услуг) на сайтах в сети «Интернет» или в программах для ЭВМ;
  • услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием ИТ и систем, для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями через сети «Интернет» (включая предоставление торговой площадки в сети «Интернет»);
  • поддержка веб-сайтов и веб-страниц пользователей;
  • обеспечение доступа к веб-сайтам и веб-страницам другим пользователям сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  • хранение и обработка информации, предоставляемой покупателем продавцу для оказания данных услуг через сеть «Интернет»;
  • предоставление доменных имен, оказание услуг провайдера хостинга;
  • удаленное системное администрирование и удаленная программная поддержка информационных систем, сайтов;
  • автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, их предоставление пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки биржи в режиме on-line, осуществление в режиме on-line перевода);
  • предоставление через сеть «Интернет» электронных книг и других электронных публикаций, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений;
  • предоставление систем поиска и прочих порталов для сети «Интернет»;
  • ведение статистики в интернет-сайтах;
  • трансляция телеканалов и радиоканалов с использованием сети «Интернет».
  • определяет место реализации для «услуг в электронной форме» по месту осуществления деятельности покупателя;
  • предусматривает для российских организаций право на вычет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым при оказании иностранным покупателям услуг в электронной форме;
  • предусматривает для российских организаций право признавать для целей налогообложения прибыли расходы, непосредственно связанные с получением дохода от предоставления прав в размере, превышающем фактические затраты;
  • устанавливает порядок налогообложения НДС иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме российским покупателям с применением расчетной ставки в размере 15,25 %.

Для реализации механизма налогообложения НДС иностранных поставщиков электронных услуг законопроект предлагает ввести в НК РФ, в том числе следующие изменения:

  • ввести заявительный порядок постановки на учет в российских налоговых органах в целях уплаты НДС;
  • установить обязанность предоставления налоговой декларации и иных документов через личный кабинет налогоплательщика;
  • ввести право на зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога;
  • уточнить срок и порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС иностранной организации (срок проверки — шесть месяцев);
  • установить право налоговым органам провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае непредставления декларации иностранной организацией;
  • распространить порядок принудительного взыскания недоимки (ст.46, 47 НК РФ) на иностранные организации имеющие счета в банках на территории РФ;
  • установить право налоговых органов истребовать документы относительно операций иностранных компаний у организаций национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств и др.;
  • установить обязанность налогового агента по НДС для российских организаций и ИП, приобретающих электронные услуги у иностранных продавцов, а также являющихся посредниками иностранных продавцов с участием в расчетах.

Выводы и рекомендации

Законопроект только внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, и его редакция претерпит изменения. Уже сейчас в своем заключении на проект Федерального закона Правительство РФ поддержало его при условии доработки в части предоставления российским организациям права на вычет НДС при реализации услуг иностранным покупателям, а также в части особенностей определения расходов при получении доходов от предоставления прав на основании лицензионных договоров.
Существующая редакция Законопроекта предусматривает отмену налоговых преференций для российских компаний, а не только для иностранных, как это предполагалось изначально. В целом предлагаемые поправки являются достаточно серьезным нововведением, поскольку затрагивают практически все сферы IT-услуг. В настоящий момент планируется, что изменения вступят в силу с 01 января 2017 г.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» отслеживают новеллы законодательства на всех стадиях принятия нормативно-правовых актов и готовы оказать помощь в управлении налоговыми рисками с учетом последних изменений и позиций судебной практики.