TaxAlert 04.03.2022

Особый порядок проведения сделок с иностранными лицами

В настоящем алерте представлены новые правила осуществления сделок с иностранными лицами, установленные в Указах Президента РФ от 28.02.2022 № 79[1] и от 01.03.2022 № 81[2].

О введенных этими указами правилах валютного регулирования можно узнать из алерта от 02.03.2022.

Напомним, что оба указа вступают в силу со дня их официального опубликования: Указ № 79 – с 28.02.2022, Указ № 81 – с 01.03.2022.

Понятийный аппарат

Подпунктом «а» п. 1 Указа № 81 вводится термин «лица, связанные с иностранными государствами, совершающими недружественные действия». К таковым относятся лица, как связанные с этими иностранными государствами, так и лица, находящиеся под контролем первого типа лиц. Полагаем, речь идет и о физических, и о юридических лицах.
Связь с недружественными государствами может проявляться посредством:

  • гражданства;
  • места регистрации;
  • места преимущественного ведения хозяйственной деятельности;
  • места преимущественного извлечения прибыли от ведения деятельности.

В настоящий момент к недружественным государствам можно отнести США, страны ЕС, Великобританию. Однако ежедневно появляются сообщения о новых санкциях, вводимых и другими государствами, в связи с чем у российских резидентов будут возникать вопросы по отнесению своих иностранных контрагентов к лицам недружественных государств.

Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия, был установлен в Распоряжении Правительства РФ от 13.05.2021 № 1230-р для целей исполнения Указа Президента РФ от 23.04.2021 № 243. Поскольку этот перечень не обновлялся с момента его принятия и в нем указано всего два государства (США и Чешская Республика), его нельзя применить по аналогии.

В «Ведомостях» опубликован список недружественных стран, установленный ЦБ РФ и распространенный им среди кредитных организаций вместе с предписанием о приостановке трансграничных переводов в такие государства. Согласно этому списку в число недружественных вошли 43 страны, с данным списком можно ознакомиться по ссылке, приведенной в сноске. Полагаем возможным ориентироваться на этот список до принятия специального перечня для Указа № 81.

Теперь о том, что касается связи лиц с недружественными государствами. Если гражданство и место регистрации лица определить не сложно, то место преимущественного ведения им хозяйственной деятельности и место преимущественного извлечения прибыли от ведения деятельности являются более трудно определяемыми критериями, нуждающимися в дальнейшем уточнении. То же самое относится к понятию контроля для лиц, находящихся «под контролем» лиц недружественных государств.

Стоит обратить внимание на то, что Указ № 81 использует термин «резидент», не уточняя, какой именно резидент имеется в виду: налоговый или валютный. Судя по содержанию Указа № 81 речь, вероятно, идет о валютных резидентах.

Особый порядок осуществления сделок

Особый порядок устанавливается в отношении двух категорий сделок, проводимых между резидентами и лицами из недружественных государств (пп. «а» п. 1 Указа № 81):

a) предоставления кредитов и займов в рублях;

b) передачи права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество.

Применительно к таким сделкам Указ № 81 устанавливает следующее:

  • сделки категорий «а» и «b», как и валютные операции, указанные в п. 3 Указа № 79 (см. алерт от 02.03.2022), могут проводиться на основании разрешений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (пп. «б» п. 1 Указа № 81). Правительство должно утвердить порядок выдачи таких разрешений в пятидневный срок (п. 2 Указа № 81);
  • если контрагентом по сделкам являются иностранные лица, которые не относятся к числу лиц недружественных государств, и предметом этих сделок являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные такими контрагентами после 22.02.2022 у лиц из недружественных государств, то к ним применяются положения Указа № 81 (пп. «в» п. 1 Указа № 81);
  • сделки категории «b», влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, могут проводиться на организованных торгах на основании разрешений, которые выдаются ЦБ РФ по согласованию с Минфином России и содержат условия проведения таких сделок (пп. «г» п. 1 Указа № 81);
  • порядок осуществления сделок, установленный в Указе № 81, не распространяется на сделки (операции), одной из сторон которых выступают ЦБ РФ и государственные органы (пп. «д» п. 1 Указа № 81).

Указ № 81 также устанавливает право кредитных организаций переводить денежные средства в иностранной валюте на корреспондентские счета в банках-нерезидентах с учетом предусмотренных Указом № 81 ограничений (пп. «е» п. 1 Указа № 81).

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу новшеств в законодательстве, связанных с введением ограничений и изменений в условиях сложившейся политической ситуации.

 


[1] «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ № 79).

[2] «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее – Указ № 81).