TaxAlert 13.01.2021

Изменения в налоговых соглашениях с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Россия согласовала изменения в соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр, Мальтой и Великим Герцогством Люксембург.

В результате изменений повышаются ставки налога у источника в отношении доходов в виде дивидендов и процентов.

Также Минфин России объявил о денонсации Соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, поскольку Министерство финансов Нидерландов отказалось принять предлагаемые российской стороной условия.

История вопроса

В марте 2020 года Президент РФ в своем обращении поручил Правительству РФ организовать работу по увеличению налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов в соглашениях об избежании двойного налогообложения (далее – «СИДН») со странами, «через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения», и выходу России в одностороннем порядке из соглашений с теми странами, которые не пойдут на пересмотр.

Минфином России были разработаны и предложены соответствующие изменения Кипру, Мальте, Люксембургу и Нидерландам. Кипр стал первым государством, СИДН с которым было пересмотрено в рамках политики повышения ставок на дивиденды и проценты, выплачиваемые за рубеж. В результате переговоров Россия и Кипр смогли договориться о новых условиях СИДН [1]. Аналогичные изменения были согласованы с Мальтой и Люксембургом.

Федеральные законы о ратификации протоколов о внесении изменений в СИДН с Кипром и Люксембургом приняты 30.12.2020, законопроект о ратификации протокола о внесении изменений в СИДН с Мальтой внесен в Государственную Думу.

Россия предложила Нидерландам условия, аналогичные тем, которые были согласованы с Кипром, Люксембургом и Мальтой, однако переговоры не увенчались успехом. «Подход к изменению соглашения, предложенный Нидерландами, не был поддержан российской стороной, так как предусматривал сохранение отдельных каналов для вывода средств из страны», сообщает пресс-служба ведомства. В связи с этим Минфин России начал процедуру по подготовке для внесения в Государственную Думу федерального закона о денонсации Соглашения.
Напомним, что в ходе переговоров с Кипром Минфин России также объявлял о подготовке законопроекта о денонсации СИДН, однако впоследствии стороны подписали протокол о внесении изменений в соглашение.

Обзор изменений соглашений с Кипром, Мальтой и Люксембургом

Дивиденды

В прежней редакции соглашений налог у источника при выплате дивидендов, по общему правилу, не должен был превышать 10% (15% по СИДН с Люксембургом). Пониженная ставка 5% к дивидендам применялась при условии вклада на определенную сумму (и минимальной доли владения для СИДН с Мальтой и Люксембургом).

После внесения изменений для всех трех стран налог у источника, по общему правилу, не должен превышать 15%, а применение ставки 5% существенно ограничивается. Пониженная ставка применяется, если бенефициарный собственник дивидендов удовлетворяет одному из следующих условий:

1) является страховым учреждением или пенсионным фондом;

2) является компанией

a. акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении,

b. и которая прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;

3) является Правительством Договаривающегося государства, или его политическим подразделением, или местным органом власти;

4) является Центральным банком Договаривающегося государства.

Проценты

Согласно соглашениям с Кипром и Люксембургом до изменений проценты облагались налогом только в государстве резидентства получателя дохода. Согласно СИДН с Мальтой налог у источника взимался по ставке не более 5%.

После вступления изменений в силу доход в виде процентов будет облагаться налогом у источника, по общему правилу, по ставке 15%.

Согласно СИДН с Кипром и Люксембургом прежний порядок налогообложения процентных доходов (без удержания налога у источника) остаётся только при выполнении следующих условий:

1) бенефициарный собственник процентов является:

a) страховым учреждением или пенсионным фондом;

б) Правительством этого Договаривающегося государства, или его политическим подразделением, или местным органом власти;

в) Центральным банком этого Договаривающегося государства;

г) банком;

или

2) проценты выплачиваются в отношении следующих ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

а) государственные облигации;

б) корпоративные облигации;

в) внешние облигационные займы (еврооблигации).

Пониженная ставка налога у источника в размере 5% по СИДН с Кипром и Люксембургом применяется, когда бенефициарный собственник является компанией:

• акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении,

и

• которая прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей проценты, в течение 365 дней.

Положения СИДН с Мальтой никогда не предусматривали полное освобождение процентов от налога у источника, не вводится такая возможность и после изменений. Теперь для применения пониженной ставки 5% по соглашению с Мальтой необходимо соблюдение тех же условий, которые описаны выше в отношении СИДН с Кипром и Люксембургом в части льготного налогообложения процентов.

Вступление в силу

Положения протоколов с Кипром и Мальтой временно применяются с 01.01.2021 и вступают в силу с даты последнего из письменных уведомлений о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соответствующих протоколов.

Положения протокола с Люксембургом вступают в силу с даты последнего из письменных уведомлений о завершении соответствующих внутригосударственных процедур и применяется в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором протокол вступает в силу.

То есть для вступления протокола с Люксембургом в силу с 01.01.2021 необходимо ратифицировать его в 2020 году со стороны России (этот критерий выполнен) и завершить установленные законодательством Люксембурга процедуры. Ранее сообщалось, что Кабинет Министров Люксембурга одобрил законопроект о ратификации протокола, однако на сегодняшний день Минфин России не публиковал информацию о том, что между договаривающимися государствами произошел обмен указанными выше уведомлениями, поэтому на данный момент мы презюмируем, что изменения не вступили в силу.

Для разрыва СИДН с Нидерландами Россия должна уведомить об этом минимум за шесть месяцев до конца года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в отношении налоговых периодов, начинающихся после окончания того календарного года, в котором передано уведомление о денонсации (ст. 31 СИДН с Нидерландами). Таким образом, в случае направления в адрес Нидерландов уведомления о денонсации соглашения в 2021 году оно не будет применяться с 2022 года.

Выводы

Правомерность использования льготных положений СИДН часто ставится под сомнение налоговыми органами, оспаривающими наличие фактического права иностранной компании на выплачиваемый в ее пользу доход. После изменений большинство компаний в принципе не сможет претендовать на льготный режим налогообложения по СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом независимо от статуса фактического получателя дохода.

Более того, стоит ожидать ограничительного толкования положений измененных соглашений со стороны налоговых органов. На это указывают разъяснения Минфина России в отношении применения СИДН с Кипром [2], согласно которым условия для применения льготных ставок при выплате процентов и дивидендов в адрес публичной компании считаются выполненными, только если у соответствующей компании будут котироваться именно акции, но не депозитарные расписки.

Мы ожидаем, что в 2021 году будет пополняться список юрисдикций, с которыми изменятся положения СИДН о дивидендах и процентах. Также особый интерес представляет дальнейшее развитие переговоров с Нидерландами: оно должно показать, насколько реальны намерения Минфина России денонсировать налоговые соглашения в случае отказа иностранных государств идти на уступки.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» внимательно отслеживают все изменения в законодательстве и развитие правоприменительной практики в области международного налогообложения. Мы готовы предоставить консультации по вопросу налогообложения выплаты доходов иностранным компаниям, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.


[1] Подробнее об изменениях СИДН с Кипром см. Алерт от 29.09.2020

[2] Письмо Минфина России от 18.11.2020 № 03-08-05/102406.