TaxAlert 29.09.2020

Опубликован протокол о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 28.09.2020 опубликован текст законопроекта о ратификации подписанного Правительством России и Правительством Республики Кипр Протокола «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г.».

Ранее Правительство опубликовало Распоряжение от 02.09.2020 № 2229-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г.», текст которого не претерпел изменений в сравнении с подписанной редакцией. Минфин России сообщил о подписании Протокола о внесении изменений в налоговое соглашение с Кипром 08.09.2020.

Протокол вносит изменения в положения налогового соглашения, устанавливающие ставку налога на доходы в виде дивидендов и процентов.

История вопроса

Вопрос о пересмотре действующих соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – «СИДН») был поднят в обращении Президента РФ от 25.03.2020. Президент отметил, что «все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом», и предложил повысить ставку до 15% на дивиденды и проценты. В случае недостижения согласия в результате переговоров с государствами-сторонами соглашений Россия должна выйти из соглашений в одностороннем порядке.
Минфином России было направлено в Министерство Иностранных Дел Республики Кипр предложение об изменении условий соглашения об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.

Встречные предложения Кипра по внесению изменений в соглашение были отвергнуты российской стороной, поскольку, по мнению Минфина РФ, размывают эффект от инициативы для российской казны различными исключениями. Поскольку переговоры с Кипром результатов не принесли, Минфин РФ инициировал подготовку проекта закона о денонсации соглашения с Кипром.
В результате повторных переговоров Россия и Кипр смогли договориться о новых условиях СИДН.

Изменения в СИДН с Кипром

Дивиденды

Согласно действующей до изменений редакции соглашения дивиденды могут облагаться налогом как в государстве-источнике выплаты, так и в государстве резидентства получателя дохода (ст. 10 СИДН с Кипром). Однако налог у источника, по общему правилу, не должен превышать 10% и 5% в случае, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму эквивалентную не менее 100 тыс. евро.

После внесения изменений в ст. 10 СИДН с Кипром налог у источника, по общему правилу, не должен превышать 15%, при этом добавляются специальные положения, предусматривающие применение ставки 5% при соблюдении определенных условий. Согласно новому п. 3 ст. 10 СИДН с Кипром пониженная ставка применяется, если бенефициарный собственник дивидендов удовлетворяет одному из следующих условий:

1) является страховым учреждением или пенсионным фондом;

2) является компанией

а) акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении,
и
б) которая прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;

3) является Правительством Договаривающегося государства, или его политическим подразделением, или местным органом власти;

4) является Центральным банком Договаривающегося государства.

Проценты

Согласно действующей до изменения редакции доход в виде процентов облагается налогом только в государстве резидентства получателя дохода (ст. 11 СИДН с Кипром).
После вступления изменений в силу доход в виде процентов будет облагаться налогом у источника, который, по общему правилу, не должен превышать 15%. Прежний порядок налогообложения процентных доходов (без удержания налога у источника) остаётся только при выполнении следующих условий:

1) бенефициарный собственник процентов является:

a) страховым учреждением или пенсионным фондом;
б) Правительством этого Договаривающегося государства, или его политическим подразделением, или местным органом власти;
в) Центральным банком этого Договаривающегося государства;
г) банком;

или

2) проценты выплачиваются в отношении следующих ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

а) государственные облигации;
б) корпоративные облигации;
в) внешние облигационные займы (еврооблигации).

Помимо вышеизложенного, новая редакция предусматривает также пониженную ставку налога у источника 5% для случаев, когда бенефициарный собственник является компанией:

• акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже при условии, что не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении,
и
• которая прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей проценты, в течение 365 дней.

При этом в отношении роялти льготное налогообложение сохранилось.

Протокол применяется временно с 01.01.2021 и вступает в силу с даты последнего из письменных уведомлений Договаривающихся государств о завершении необходимых внутригосударственных процедур.

Выводы

Кипр стал первым государством, СИДН с которым пересмотрено в рамках программы по повышению ставок на дивиденды и проценты, выплачиваемые за рубеж. Ожидаются аналогичные изменения в соглашения с некоторыми другими государствам, которые используются для структурирования международных групп (Люксембург, Мальта, Нидерланды, Сингапур, Швейцария и др.).

Надо сказать, что правомерность использования льготных положений СИДН в действующей до изменений редакции часто ставилась под сомнение налоговыми органами, заявлявшими отсутствие фактического права иностранной компании на выплачиваемый ей доход. После изменений большинство компаний в принципе не сможет претендовать на льготный режим налогообложения по СИДН с Кипром независимо от статуса фактического получателя дохода.

В связи с этим стоит ожидать таких решений бизнеса как реструктуризация финансовых потоков в отношении кипрских компаний, их реорганизация, ликвидация или редомициляция в другие юрисдикции, включая перевод в Россию путем смены налогового резидентства либо редомициляции в САР, а также более широкое применение «сквозного подхода» при выплатах дивидендов и процентов через кипрские компании российским фактическим получателям доходов.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» внимательно отслеживают все изменения в законодательстве и развитие правоприменительной практики в области международного налогообложения. Мы готовы предоставить консультации по вопросу налогообложения выплаты доходов иностранным компаниям, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.