Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №191

1. ТЦО в России

1.1. Изменение законодательства РФ

  • Федеральным законом от 27.11.2023 № 539 внесены существенные изменения в регулирование ТЦО.
  • Федеральным законом от 26.02.2024 № 39-ФЗ исключен двухлетний срок для назначения проверки по ТЦО.

1.2. Письма Минфина и ФНС России

  • Приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н, которым недружественные государства включены в перечень офшорных юрисдикций, действует с 01.01.2024.

1.3. Судебная практика

1.3.1. Неконтролируемые сделки
1.3.1.1.Применение оценочной экспертизы
  • Использование экспертом для оценки рыночной стоимости объекта недвижимости сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости строений и сооружений с последующим пересчетом с применением соответствующих коэффициентов правомерно.
  • Оценка рыночной стоимости объекта должна осуществляться в отношении анализируемого периода. Количество сопоставимых объектов оценщик определяет самостоятельно.
  • Автомобили разных лет выпуска не признаются сопоставимыми для целей оценочной экспертизы рыночной стоимости.
1.3.1.2.Сопоставимость сделок для определения рыночной цены
  • Суд признал природную и обогащенную песчано-гравийные смеси однородными в целях применения метода сопоставимых рыночных цен.
  • Налоговый орган правомерно учитывал в составе арендных платежей коммунальные платежи при сопоставлении со стоимостью аренды, в состав которой также входила оплата коммунальных платежей, для определения рыночной стоимости аренды на основании метода сопоставимых рыночных цен.
1.3.1.3. Таможенная стоимость и ТЦО
  • Документы по ТЦО, подтверждающие рыночность цены товара, примененной для налогообложения, не влияют на признание цены рыночной для таможенных целей.
  • Таможенная стоимость не может использоваться в качестве рыночной цены товара для целей налогообложения.

2. ТЦО в иностранных юрисдикциях

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка страновой отчетности
  • Молдавия, Латвия, Греция, Чехия, Бельгия и Нидерланды имплементировали положения о публичной страновой отчетности.
2.1.2. Обмен страновой отчетностью
  • США и Израиль подписали Соглашение компетентных органов об обмене страновыми отчетами.
  • Налоговое управление Кипра разъяснило порядок представления страновых отчетов в связи с переговорами о заключении Соглашения с США об их обмене.
  • Сингапур включил Таиланд, Барбадос и Фарерские острова в перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен страновой отчетностью.
  • Венгрия одобрила подписание нового Соглашения с США об обмене страновой отчетностью. На данный момент обмен осуществляется на основании совместных заявлений.
2.1.3. Обмен финансовой информацией
  • Чехия и Швейцария обновили перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
  • Уругвай и США подписали Соглашение об обмене налоговой информацией.
  • Минфин Молдавии издал приказы о реализации автоматического обмена информацией о финансовых счетах.
  • Налоговая администрация Ирландии опубликовала Руководство по порядку регистрации, представлению отчетности и выполнению иных обязательств в соответствии с Директивой DAC7.
  • Минфин Бельгии опубликовал разъяснения по популярным вопросам относительно применения Директивы DAC7.
  • Кипр имплементировал Директиву DAC7.
  • Агентство доходов Италии уточнило порядок реализации требований Директивы DAC7.
  • Латвия имплементировала положения Директивы DAC7 о проведении совместных налоговых проверок.
  • ЕС готовится обновить соглашения об обмене финансовой информацией с Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино и Швейцарией в целях применения Директивы DAC8.
  • Совет ЕС принял поправки в Директиву DAC8, касающиеся автоматического обмена информацией о доходах от операций с криптоактивами.
2.1.4. Взаимосогласительная процедура
  • Лихтенштейн и Швейцария подписали Соглашение об осуществлении арбитража в рамках взаимосогласительной процедуры.
2.1.5. Новости ОЭСР
  • Глобальный форум опубликовал восемь новых отчетов о соблюдении стандарта обмена информацией по запросу.
  • 48 стран согласились имплементировать разработанную ОЭСР систему отчетности по криптоактивам (CARF) к 2027 г.
  • ОЭСР опубликовала статистику применения взаимосогласительной процедуры за 2022 г.
2.1.6. Другие новости
  • ЭКОФИН обновил черный и серый списки юрисдикций ЕС.
  • Европейская комиссия предложила гармонизировать правила ТЦО в рамках ЕС. Швеция выступила против.
  • Служба внутренних доходов США предупреждает о недопустимости использования отдельных стратегий трансфертного ценообразования.
  • Федеральная налоговая служба ОАЭ подготовила Руководство по ТЦО для целей корпоративного налогообложения.
  • Управление Саудовской Аравии по вопросам закята, налогов и таможни издало Руководство по операциям между взаимозависимыми лицами для целей взимания закята.

2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций

  • Налоговые органы Польши обязаны устанавливать рыночный уровень операций с учетом правовой природы, определенной сторонами спорных правоотношений, только с 01.01.2019. В отношении сделки 2013 г. налоговый орган был не вправе для определения ее рыночной цены переквалифицировать лицензионное соглашение в договор оказания услуг администрирования товарных знаков.
  • Налоговый орган вправе определить рыночную стоимость услуг, оказанных в период, в отношении которого соглашением о ценообразовании утвержден метод определения их рыночной стоимости, с использованием иного метода в отношении налогового периода, не охватываемого таким соглашением.
  • Содержащееся в иностранном законодательстве формальное ограничение на выплату роялти в установленном рыночном размере само по себе не может свидетельствовать о неправомерности ТЦО-корректировки в отношении лицензиара.
  • При анализе соответствия рентабельности налогоплательщика рыночному уровню необходимо учитывать как выполняемые им функции и принимаемые риски, так и стратегические риски, а также внешние условия деятельности, в частности рост цен на сырье, уменьшение количества клиентов, переориентацию производственной деятельности.
  • При проверке соблюдения принципа «вытянутой руки» необходимо опираться на национальное законодательство. Использование Руководства ОЭСР по ТЦО допускается в качестве источника принципов толкования национальных норм.
  • Налоговый орган обязан мотивировать применение метода, отличного от выбранного налогоплательщиком, на основании которого последним была подтверждена рыночность операций.