Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №191
1. ТЦО в России
1.1. Изменение законодательства РФ
- Федеральным законом от 27.11.2023 № 539 внесены существенные изменения в регулирование ТЦО.
- Федеральным законом от 26.02.2024 № 39-ФЗ исключен двухлетний срок для назначения проверки по ТЦО.
1.2. Письма Минфина и ФНС России
- Приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н, которым недружественные государства включены в перечень офшорных юрисдикций, действует с 01.01.2024.
1.3. Судебная практика
1.3.1. Неконтролируемые сделки
1.3.1.1.Применение оценочной экспертизы
- Использование экспертом для оценки рыночной стоимости объекта недвижимости сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости строений и сооружений с последующим пересчетом с применением соответствующих коэффициентов правомерно.
- Оценка рыночной стоимости объекта должна осуществляться в отношении анализируемого периода. Количество сопоставимых объектов оценщик определяет самостоятельно.
- Автомобили разных лет выпуска не признаются сопоставимыми для целей оценочной экспертизы рыночной стоимости.
1.3.1.2.Сопоставимость сделок для определения рыночной цены
- Суд признал природную и обогащенную песчано-гравийные смеси однородными в целях применения метода сопоставимых рыночных цен.
- Налоговый орган правомерно учитывал в составе арендных платежей коммунальные платежи при сопоставлении со стоимостью аренды, в состав которой также входила оплата коммунальных платежей, для определения рыночной стоимости аренды на основании метода сопоставимых рыночных цен.
1.3.1.3. Таможенная стоимость и ТЦО
- Документы по ТЦО, подтверждающие рыночность цены товара, примененной для налогообложения, не влияют на признание цены рыночной для таможенных целей.
- Таможенная стоимость не может использоваться в качестве рыночной цены товара для целей налогообложения.
2. ТЦО в иностранных юрисдикциях
2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО
2.1.1. Подготовка страновой отчетности
- Молдавия, Латвия, Греция, Чехия, Бельгия и Нидерланды имплементировали положения о публичной страновой отчетности.
2.1.2. Обмен страновой отчетностью
- США и Израиль подписали Соглашение компетентных органов об обмене страновыми отчетами.
- Налоговое управление Кипра разъяснило порядок представления страновых отчетов в связи с переговорами о заключении Соглашения с США об их обмене.
- Сингапур включил Таиланд, Барбадос и Фарерские острова в перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен страновой отчетностью.
- Венгрия одобрила подписание нового Соглашения с США об обмене страновой отчетностью. На данный момент обмен осуществляется на основании совместных заявлений.
2.1.3. Обмен финансовой информацией
- Чехия и Швейцария обновили перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
- Уругвай и США подписали Соглашение об обмене налоговой информацией.
- Минфин Молдавии издал приказы о реализации автоматического обмена информацией о финансовых счетах.
- Налоговая администрация Ирландии опубликовала Руководство по порядку регистрации, представлению отчетности и выполнению иных обязательств в соответствии с Директивой DAC7.
- Минфин Бельгии опубликовал разъяснения по популярным вопросам относительно применения Директивы DAC7.
- Кипр имплементировал Директиву DAC7.
- Агентство доходов Италии уточнило порядок реализации требований Директивы DAC7.
- Латвия имплементировала положения Директивы DAC7 о проведении совместных налоговых проверок.
- ЕС готовится обновить соглашения об обмене финансовой информацией с Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино и Швейцарией в целях применения Директивы DAC8.
- Совет ЕС принял поправки в Директиву DAC8, касающиеся автоматического обмена информацией о доходах от операций с криптоактивами.
2.1.4. Взаимосогласительная процедура
- Лихтенштейн и Швейцария подписали Соглашение об осуществлении арбитража в рамках взаимосогласительной процедуры.
2.1.5. Новости ОЭСР
- Глобальный форум опубликовал восемь новых отчетов о соблюдении стандарта обмена информацией по запросу.
- 48 стран согласились имплементировать разработанную ОЭСР систему отчетности по криптоактивам (CARF) к 2027 г.
- ОЭСР опубликовала статистику применения взаимосогласительной процедуры за 2022 г.
2.1.6. Другие новости
- ЭКОФИН обновил черный и серый списки юрисдикций ЕС.
- Европейская комиссия предложила гармонизировать правила ТЦО в рамках ЕС. Швеция выступила против.
- Служба внутренних доходов США предупреждает о недопустимости использования отдельных стратегий трансфертного ценообразования.
- Федеральная налоговая служба ОАЭ подготовила Руководство по ТЦО для целей корпоративного налогообложения.
- Управление Саудовской Аравии по вопросам закята, налогов и таможни издало Руководство по операциям между взаимозависимыми лицами для целей взимания закята.
2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций
- Налоговые органы Польши обязаны устанавливать рыночный уровень операций с учетом правовой природы, определенной сторонами спорных правоотношений, только с 01.01.2019. В отношении сделки 2013 г. налоговый орган был не вправе для определения ее рыночной цены переквалифицировать лицензионное соглашение в договор оказания услуг администрирования товарных знаков.
- Налоговый орган вправе определить рыночную стоимость услуг, оказанных в период, в отношении которого соглашением о ценообразовании утвержден метод определения их рыночной стоимости, с использованием иного метода в отношении налогового периода, не охватываемого таким соглашением.
- Содержащееся в иностранном законодательстве формальное ограничение на выплату роялти в установленном рыночном размере само по себе не может свидетельствовать о неправомерности ТЦО-корректировки в отношении лицензиара.
- При анализе соответствия рентабельности налогоплательщика рыночному уровню необходимо учитывать как выполняемые им функции и принимаемые риски, так и стратегические риски, а также внешние условия деятельности, в частности рост цен на сырье, уменьшение количества клиентов, переориентацию производственной деятельности.
- При проверке соблюдения принципа «вытянутой руки» необходимо опираться на национальное законодательство. Использование Руководства ОЭСР по ТЦО допускается в качестве источника принципов толкования национальных норм.
- Налоговый орган обязан мотивировать применение метода, отличного от выбранного налогоплательщиком, на основании которого последним была подтверждена рыночность операций.