Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования № 89

1.   Письма Минфина России и ФНС России

  • При выборе метода ценообразования необходимо исходить из приоритетности метода сопоставимых рыночных цен. Исключением является метод цены последующей реализации, который является приоритетным в отношении сделок перепродажи товара, приобретенного в контролируемой сделке, независимым лицам.
  • Убытком для целей ТЦО признаются любые убытки, за исключением полученных от операций, по которым ведется отдельный учет налоговой базы, и убыток принимается в особом порядке.

2.   Судебная практика

2.1.   Применение правил определения рыночных цен в отношении сделок, совершенных до 31.12.2011 года

2.1.1.   Постановления судов кассационной инстанции

  • Суды признали представленный Инспекцией отчет оценщика недопустимым доказательством, так как при проведении оценки эксперт не руководствовался положениями ст. 40 НК РФ, а сам отчет противоречит законодательству об оценочной деятельности.

2.1.2.   Постановления судов апелляционной инстанции

  • Суды признали действия Инспекции по определению рыночной цены затратным методом законными и обоснованными. Инспекция при использовании затратного метода руководствовалась показателями произведенных Обществом затрат (прямых и косвенных) на содержание спорного имущества и учла процент рентабельности, равный нулю, что не ухудшило положение Общества.

2.2.   Применение правил раздела определения рыночных цен в отношении сделок, совершенных начиная с 01.01.2012 года

2.2.1.   Постановления судов кассационной инстанции

  • Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение по причине неприменения Инспекцией и нижестоящими судами раздела V.1 НК РФ при определении рыночных цен. Для доказывания факта манипулирования ценами Инспекция была обязана определить реальную рыночную цену с использованием методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ и других норм НК РФ о ТЦО.
  • Суд не согласился с подходом Инспекции, определившей доход Общества за 2012 год по договору займа с взаимозависимым лицом исходя из процентной ставки банков по депозитам для юридических лиц.
  • Инспекция не имела права проверять цену в сделках Общества, совершенных в 2014 году, так как право проверки цен предоставлено исключительно ФНС России.

2.2.2.   Постановления судов апелляционной инстанции

  • Суд признал незаконным использование данных «СПАРК» о ставках по банковским вкладам при определении по правилам ТЦО рыночной ставки в договорах займа между юридическими лицами.
  • Суды признали законными действия МИ ФНС России по привлечению Общества к ответственности за невключение в уведомление ряда контролируемых сделок. Проверять достоверность сведений в уведомлении о контролируемых сделках правомочен территориальный налоговый орган, а осуществлять налоговый контроль в сфере правильности применения цен в контролируемых сделках компетентно исключительно ФНС России.