Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №193

1. ТЦО В РОССИИ

1.1. Изменение законодательства РФ

  • Отменяется взыскание недоимки по результатам ТЦО-проверки исключительно в судебном порядке.
  • Урегулирован срок уплаты налога с дохода нерезидента, полученного в результате корректировки цены в контролируемой сделке.
  • Урегулирован порядок расчета процентов, учет которых в налоговой базе по налогу на прибыль является одним из условий освобождения от удержания налога на доходы иностранных лиц при осуществлении корректировки цены в контролируемой сделке.
  • К проведению ТЦО-проверки теперь могут привлекаться сотрудники территориальных налоговых органов.

1.2. Подзаконные нормативные правовые акты РФ

  • Обновлен порядок заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
  • Утвержден специальный перечень офшорных зон в отношении налоговых периодов 2024–2026 годов.

1.3. Письма Минфина и ФНС России

  • Положения Приказа Минфина от 05.06.2023 № 86н в части расширения перечня офшорных зон не применяются в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаны в 2023 году.
  • Наличие у лица прав на получение активов организации в собственность может учитываться в целях признания совокупности организаций международной группой компаний.
  • Банк России и организации, созданные им для обеспечения его деятельности, не признаются взаимозависимыми.
  • При определении превышения суммовых порогов для признания сделок контролируемыми суд по заявлению ФНС России может учесть сделку, являющуюся частью группы однородных сделок, совершенных в целях сокрытия ее контролируемости.
  • Сохраняется возможность использования данных информационно-ценовых агентств в целях применения метода сопоставимых рыночных цен. Интервал рыночных цен в таком случае определяется в общем порядке.

1.4. Судебная практика

1.4.1. Контролируемые сделки

1.4.1.1. Срок назначения проверки

  • Двухлетний срок для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки в случае представления уточненного уведомления, содержащего новые сведения, исчисляется с момента его представления только при наличии в соответствующем решении ФНС России обоснования значимости новых сведений.

1.4.2. Неконтролируемые сделки

1.4.2.1. Применение оценочной экспертизы

  • Использование экспертом для оценки рыночной стоимости объекта недвижимости сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости строений и сооружений с учетом соответствующих коэффициентов является правомерным.
  • Суд признал правомерным определение рыночной стоимости имущества на основании результатов оценки, произведенной более чем за три года до его реализации, и доначисление налога с экономической выгоды в виде занижения цены приобретения имущества в части стоимости, не оплаченной взаимозависимому лицу.
  • Внесение экспертом изменений в заключение об оценке рыночной стоимости и подготовка дополнительных комментариев в связи с представленными налогоплательщиком возражениями  не могут квалифицироваться в качестве повторной экспертизы.
  • Территориальные налоговые органы вправе осуществлять контроль цен в сделках в рамках установления факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды при отклонении цены от рыночного уровня не менее, чем в два раза.

1.4.2.2. Многократность отклонения от рыночной цены в неконтролируемых сделках

  • Только многократное отклонение стоимости товара, реализованного между независимыми лицами, может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.

1.4.2.3. Применение правил ТЦО к договорам займа

  • Суды подтвердили неправомерность учета в расходах процентов по внутригрупповым договорам займа, предоставленным для покрытия «кассовых разрывов», возникших в связи с превышением сроков расчетов с покупателями над сроками расчетов с поставщиками – компаниями группы.

1.4.2.4. ТЦО в таможенных спорах

  • ТЦО-документация, не позволяющая определить методологию формирования трансфертной цены, не опровергает наличия влияния взаимозависимости сторон сделки на таможенную цену импортируемого товара.
  • ТЦО-документация в отсутствие документов, на основании которых произведен расчет, не может служить обоснованием рыночности цены для таможенных целей.

1.4.2.5. Применение методов ТЦО при доначислениях в связи с получением необоснованной налоговой выгоды

  • Превышение таможенной стоимости над ценой последующей реализации не свидетельствует о нерыночности последней. Для расчета необоснованной налоговой выгоды налоговый орган должен был применить методы ТЦО.

2. ТЦО В ИНОСТРАННЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка ТЦО-документации

  • Кипр обновил разъяснения в отношении подготовки ТЦО-документации.
  • Сингапур обновил Руководство по ТЦО.

2.1.2. Подготовка страновой отчетности

  • Австралийский парламент рассматривает возможность введения публичной страновой отчетности.
  • Австрия, Италия и Эстония имплементируют Директиву ЕС о публичной страновой отчетности.
  • ОЭСР обновила Руководство по страновой отчетности.

2.1.3. Обмен страновой отчетностью

  • Греция обновила перечень юрисдикций для обмена страновыми отчетами в 2024 году.

2.1.4. Обмен финансовой информацией

  • Польша обновила перечень юрисдикций, не сотрудничающих в сфере налогообложения.

2.1.5. Соглашения о ценообразовании

  • Израиль подписал первое двустороннее соглашение о ценообразовании.
  • В Индии за 2023–2024 финансовый год заключено рекордное количество соглашений о ценообразовании.
  • Налоговая администрация Ирландии обновила руководство по заключению двусторонних соглашений о ценообразовании.

2.1.6. Другие новости

  • Европарламент одобрил предложение о гармонизации правил ТЦО в рамках ЕС.

2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций

  • При отборе сопоставимых компаний для определения рыночного диапазона рентабельности необходимо учитывать сопоставимость самого товара и географических рынков его реализации.
  • Включение в состав вознаграждения израильского исполнителя маркетинговых услуг комиссий, получаемых взамозависимым с ним швейцарским маркетплейсом при продаже товаров, правомерно в части оборота по продажам в Израиле, осуществленным сопровождаемыми продавцами.
  • Суд признал правомерным осуществление корректировок на предоставление третьими лицами дополнительных гарантий независимому займодавцу для приведения сделок займа в сопоставимый вид.
  • Суд подтвердил правомерность применения корректировки в виде учета спорных внереализационных доходов налогоплательщика в качестве реализационных, когда такая корректировка позволяет добиться большего уровня сопоставимости бухгалтерской отчетности сравниваемых компаний.
  • Для определения рыночного уровня процентной ставки допустима оценка кредитного рейтинга посредством программного обеспечения, не предоставляющего возможность внесения изменений в его параметры.