Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №193
1. ТЦО В РОССИИ
1.1. Изменение законодательства РФ
- Отменяется взыскание недоимки по результатам ТЦО-проверки исключительно в судебном порядке.
- Урегулирован срок уплаты налога с дохода нерезидента, полученного в результате корректировки цены в контролируемой сделке.
- Урегулирован порядок расчета процентов, учет которых в налоговой базе по налогу на прибыль является одним из условий освобождения от удержания налога на доходы иностранных лиц при осуществлении корректировки цены в контролируемой сделке.
- К проведению ТЦО-проверки теперь могут привлекаться сотрудники территориальных налоговых органов.
1.2. Подзаконные нормативные правовые акты РФ
- Обновлен порядок заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
- Утвержден специальный перечень офшорных зон в отношении налоговых периодов 2024–2026 годов.
1.3. Письма Минфина и ФНС России
- Положения Приказа Минфина от 05.06.2023 № 86н в части расширения перечня офшорных зон не применяются в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаны в 2023 году.
- Наличие у лица прав на получение активов организации в собственность может учитываться в целях признания совокупности организаций международной группой компаний.
- Банк России и организации, созданные им для обеспечения его деятельности, не признаются взаимозависимыми.
- При определении превышения суммовых порогов для признания сделок контролируемыми суд по заявлению ФНС России может учесть сделку, являющуюся частью группы однородных сделок, совершенных в целях сокрытия ее контролируемости.
- Сохраняется возможность использования данных информационно-ценовых агентств в целях применения метода сопоставимых рыночных цен. Интервал рыночных цен в таком случае определяется в общем порядке.
1.4. Судебная практика
1.4.1. Контролируемые сделки
1.4.1.1. Срок назначения проверки
- Двухлетний срок для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки в случае представления уточненного уведомления, содержащего новые сведения, исчисляется с момента его представления только при наличии в соответствующем решении ФНС России обоснования значимости новых сведений.
1.4.2. Неконтролируемые сделки
1.4.2.1. Применение оценочной экспертизы
- Использование экспертом для оценки рыночной стоимости объекта недвижимости сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости строений и сооружений с учетом соответствующих коэффициентов является правомерным.
- Суд признал правомерным определение рыночной стоимости имущества на основании результатов оценки, произведенной более чем за три года до его реализации, и доначисление налога с экономической выгоды в виде занижения цены приобретения имущества в части стоимости, не оплаченной взаимозависимому лицу.
- Внесение экспертом изменений в заключение об оценке рыночной стоимости и подготовка дополнительных комментариев в связи с представленными налогоплательщиком возражениями не могут квалифицироваться в качестве повторной экспертизы.
- Территориальные налоговые органы вправе осуществлять контроль цен в сделках в рамках установления факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды при отклонении цены от рыночного уровня не менее, чем в два раза.
1.4.2.2. Многократность отклонения от рыночной цены в неконтролируемых сделках
- Только многократное отклонение стоимости товара, реализованного между независимыми лицами, может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.
1.4.2.3. Применение правил ТЦО к договорам займа
- Суды подтвердили неправомерность учета в расходах процентов по внутригрупповым договорам займа, предоставленным для покрытия «кассовых разрывов», возникших в связи с превышением сроков расчетов с покупателями над сроками расчетов с поставщиками – компаниями группы.
1.4.2.4. ТЦО в таможенных спорах
- ТЦО-документация, не позволяющая определить методологию формирования трансфертной цены, не опровергает наличия влияния взаимозависимости сторон сделки на таможенную цену импортируемого товара.
- ТЦО-документация в отсутствие документов, на основании которых произведен расчет, не может служить обоснованием рыночности цены для таможенных целей.
1.4.2.5. Применение методов ТЦО при доначислениях в связи с получением необоснованной налоговой выгоды
- Превышение таможенной стоимости над ценой последующей реализации не свидетельствует о нерыночности последней. Для расчета необоснованной налоговой выгоды налоговый орган должен был применить методы ТЦО.
2. ТЦО В ИНОСТРАННЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ
2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО
2.1.1. Подготовка ТЦО-документации
- Кипр обновил разъяснения в отношении подготовки ТЦО-документации.
- Сингапур обновил Руководство по ТЦО.
2.1.2. Подготовка страновой отчетности
- Австралийский парламент рассматривает возможность введения публичной страновой отчетности.
- Австрия, Италия и Эстония имплементируют Директиву ЕС о публичной страновой отчетности.
- ОЭСР обновила Руководство по страновой отчетности.
2.1.3. Обмен страновой отчетностью
- Греция обновила перечень юрисдикций для обмена страновыми отчетами в 2024 году.
2.1.4. Обмен финансовой информацией
- Польша обновила перечень юрисдикций, не сотрудничающих в сфере налогообложения.
2.1.5. Соглашения о ценообразовании
- Израиль подписал первое двустороннее соглашение о ценообразовании.
- В Индии за 2023–2024 финансовый год заключено рекордное количество соглашений о ценообразовании.
- Налоговая администрация Ирландии обновила руководство по заключению двусторонних соглашений о ценообразовании.
2.1.6. Другие новости
- Европарламент одобрил предложение о гармонизации правил ТЦО в рамках ЕС.
2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций
- При отборе сопоставимых компаний для определения рыночного диапазона рентабельности необходимо учитывать сопоставимость самого товара и географических рынков его реализации.
- Включение в состав вознаграждения израильского исполнителя маркетинговых услуг комиссий, получаемых взамозависимым с ним швейцарским маркетплейсом при продаже товаров, правомерно в части оборота по продажам в Израиле, осуществленным сопровождаемыми продавцами.
- Суд признал правомерным осуществление корректировок на предоставление третьими лицами дополнительных гарантий независимому займодавцу для приведения сделок займа в сопоставимый вид.
- Суд подтвердил правомерность применения корректировки в виде учета спорных внереализационных доходов налогоплательщика в качестве реализационных, когда такая корректировка позволяет добиться большего уровня сопоставимости бухгалтерской отчетности сравниваемых компаний.
- Для определения рыночного уровня процентной ставки допустима оценка кредитного рейтинга посредством программного обеспечения, не предоставляющего возможность внесения изменений в его параметры.