Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №195

1. ТЦО В РОССИИ

1.1. Подзаконные нормативные правовые акты РФ

  • Утвержден обновленный перечень государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.
  • Утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках, предоставляемого в электронной форме.

1.2. Письма Минфина и ФНС России

  • Для определения контролируемых сделок с офшорными зонами применяется перечень государств и территорий, утвержденных приказом Минфина России от 05.06.2023 № 86н.
  • Налогообложение дохода в виде дивидендов, возникшего у лица, не являющегося налоговым резидентом РФ в результате вторичной корректировки, осуществляется с учетом положений международных договоров.
  • Положения о вторичной корректировке не применяются, если нерезидент РФ вернул доход, полученный в результате применения нерыночной цены, исключительно путем перечисления денежных средств на счет в банке.
  • Глобальную и национальную документацию, а также уведомление об участии в МГК могут не предоставлять участники МГК, общая сумма доходов которой не превышает 50 млрд руб. (если материнская компания – резидент РФ) или сумму доходов, с получением которой связана обязанность предоставлять страновой отчет в иностранном государстве (если материнская компания МГК – нерезидент РФ).
  • Для целей признания совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица МГК учитывается наличие взаимосвязи между ними, которая может выражаться в участии в капитале и (или) осуществлении контроля.
  • Положения о непризнании сделок контролируемыми не могут быть применены к сделкам, которые совершены на основании договоров, заключенных после 01.03.2022, а также к сделкам, в которых после 01.03.2022 изменен порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования.
  • Признание совокупности организаций (структур) МГК не зависит от их организационно-правовой формы, а также от того, обращаются или нет их ценные бумаги на бирже.

1.3. Судебная практика

1.3.1. Неконтролируемые сделки

1.3.1.1. Признание лиц взаимозависимыми
  • Продажа автомобиля бывшему супругу обществом, доля в котором перешла бывшей супруге, по цене в десятки раз ниже рыночной была признана совершенной между взаимозависимыми лицами, несмотря на прекращение брачных отношений между супругами и разделом имущества между ними.
1.3.1.2. Безвозмездное получение имущества
  • Для определения доходов по УСН применение кадастровой стоимости при получении имущества в дар не предусмотрено главой 14.3 НК РФ и не может служить основанием для определения налоговой базы.
1.3.1.3. Многократность отклонения примененной в сделке цены от рыночной
  • Отклонение от рыночных цен в сделках от 3,25 до 14,14 раз признается многократным.
  • Одно лишь отличие примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня не позволяет утверждать, что его действия были направлены на уклонение от налогообложения.
  • Отклонение цены сделки по реализации объекта недвижимости от рыночной стоимости на 29,3% не признается многократным.
1.3.1.4. ТЦО в таможенных спорах
  • Законодательством не предусмотрена возможность применения методов ТЦО в рамках исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, однако данные ценовых агентств могут быть приняты во внимание.

2. ТЦО В ИНОСТРАННЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка ТЦО-документации

  • Налоговый департамент Кипра обновил ответы на часто задаваемые вопросы относительно правил ТЦО.
  • В Германии в состав ТЦО-документации добавили раздел, посвященный обзору бизнес-операций.
  • Босния и Герцеговина установила порог для подготовки глобальной документации и страновой отчетности в размере 750 млн евро.

2.1.2. Подготовка страновой отчетности

  • Австралия вводит правила о публичной страновой отчетности.
  • Европейская комиссия утвердила единые форму и форматы электронного представления публичной страновой отчетности в рамках ЕС.
  • Налоговая администрация Люксембурга привела руководство по составлению страновой отчетности в соответствии с последней редакцией Руководства ОЭСР по страновой отчетности.

2.1.3. Обмен страновой отчетностью 17

  • Армения и Черногория присоединились к международному обмену страновой отчетностью.
  • Вступило в силу Соглашение об автоматическом обмене страновыми отчетами между Венгрией и США.
  • Соглашение об обмене страновыми отчетами между Кипром и США будет распространяться на финансовые годы, начиная с 01.01.2024. 16

2.1.4. Обмен финансовой информацией 18

  • Норвегия подписала соглашение об обмене информацией о механизмах уклонения от соблюдения требований Единого стандарта отчетности (CRS) и непрозрачных офшорных структурах.

2.1.5. Взаимосогласительная процедура

  • Турция обновила Руководство по взаимосогласительной процедуре.

2.1.6. Новости ОЭСР

  • ОЭСР опубликовала статистику применения взаимосогласительной процедуры и соглашений о ценообразовании за 2023 год.
  • Глобальный форум опубликовал отчеты о соблюдении стандарта обмена информацией по запросу в отношении девяти юрисдикций, включая Азербайджан и Черногорию.
  • ОЭСР подготовила вспомогательные материалы для обеспечения имплементации Суммы В Pillar I.

2.1.7. Другие новости

  • США опубликовали разъяснения относительно применения упрощенного подхода в сфере ТЦО, сформулированного в Сумме B Pillar I.
  • Аргентина опубликовала порядок применения правил ТЦО к операциям с участием SPV-компаний.
  • Молдавия обновила Руководство по ТЦО и ввела институт соглашений о ценообразовании.
  • Нидерланды отказались от имплементации Суммы B Pillar I, однако обязались признавать результаты применения указанного подхода в соответствующих юрисдикциях.
  • ООН опубликовала расширенные руководства по трансфертному ценообразованию сельскохозяйственных продуктов и руководства по ТЦО в фармацевтической промышленности.

2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций

  • Наличие взаимозависимости сторон сделки для целей применения правил ТЦО определяется не на момент согласования ее условий, а на момент ее фактической реализации.
  • Отказ налогового органа в применении метода, выбранного для осуществления корректировок рыночной стоимости услуг в прошлые периоды, в отсутствие надлежащего обоснования является незаконным.
  • Налоговый орган вправе определить рыночную стоимость услуг, оказанных в период, охватываемый СОЦ, используя иной метод по сравнению с тем, который утвержден соглашением, если такие услуги повлияли на получение прибыли от реализации в период после окончания его действия.
  • Выбор финансового показателя для целей применения метода сопоставимой рентабельности осуществляется с учетом специфики отрасли и соответствующих обстоятельств сделки.
  • При осуществлении корректировки экономических результатов компании методом сопоставимой рентабельности допускается применение среднего, а не медианного показателя рыночного диапазона рентабельности.