Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №195
1. ТЦО В РОССИИ
1.1. Подзаконные нормативные правовые акты РФ
- Утвержден обновленный перечень государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.
- Утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках, предоставляемого в электронной форме.
1.2. Письма Минфина и ФНС России
- Для определения контролируемых сделок с офшорными зонами применяется перечень государств и территорий, утвержденных приказом Минфина России от 05.06.2023 № 86н.
- Налогообложение дохода в виде дивидендов, возникшего у лица, не являющегося налоговым резидентом РФ в результате вторичной корректировки, осуществляется с учетом положений международных договоров.
- Положения о вторичной корректировке не применяются, если нерезидент РФ вернул доход, полученный в результате применения нерыночной цены, исключительно путем перечисления денежных средств на счет в банке.
- Глобальную и национальную документацию, а также уведомление об участии в МГК могут не предоставлять участники МГК, общая сумма доходов которой не превышает 50 млрд руб. (если материнская компания – резидент РФ) или сумму доходов, с получением которой связана обязанность предоставлять страновой отчет в иностранном государстве (если материнская компания МГК – нерезидент РФ).
- Для целей признания совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица МГК учитывается наличие взаимосвязи между ними, которая может выражаться в участии в капитале и (или) осуществлении контроля.
- Положения о непризнании сделок контролируемыми не могут быть применены к сделкам, которые совершены на основании договоров, заключенных после 01.03.2022, а также к сделкам, в которых после 01.03.2022 изменен порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования.
- Признание совокупности организаций (структур) МГК не зависит от их организационно-правовой формы, а также от того, обращаются или нет их ценные бумаги на бирже.
1.3. Судебная практика
1.3.1. Неконтролируемые сделки
1.3.1.1. Признание лиц взаимозависимыми
- Продажа автомобиля бывшему супругу обществом, доля в котором перешла бывшей супруге, по цене в десятки раз ниже рыночной была признана совершенной между взаимозависимыми лицами, несмотря на прекращение брачных отношений между супругами и разделом имущества между ними.
1.3.1.2. Безвозмездное получение имущества
- Для определения доходов по УСН применение кадастровой стоимости при получении имущества в дар не предусмотрено главой 14.3 НК РФ и не может служить основанием для определения налоговой базы.
1.3.1.3. Многократность отклонения примененной в сделке цены от рыночной
- Отклонение от рыночных цен в сделках от 3,25 до 14,14 раз признается многократным.
- Одно лишь отличие примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня не позволяет утверждать, что его действия были направлены на уклонение от налогообложения.
- Отклонение цены сделки по реализации объекта недвижимости от рыночной стоимости на 29,3% не признается многократным.
1.3.1.4. ТЦО в таможенных спорах
- Законодательством не предусмотрена возможность применения методов ТЦО в рамках исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, однако данные ценовых агентств могут быть приняты во внимание.
2. ТЦО В ИНОСТРАННЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ
2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО
2.1.1. Подготовка ТЦО-документации
- Налоговый департамент Кипра обновил ответы на часто задаваемые вопросы относительно правил ТЦО.
- В Германии в состав ТЦО-документации добавили раздел, посвященный обзору бизнес-операций.
- Босния и Герцеговина установила порог для подготовки глобальной документации и страновой отчетности в размере 750 млн евро.
2.1.2. Подготовка страновой отчетности
- Австралия вводит правила о публичной страновой отчетности.
- Европейская комиссия утвердила единые форму и форматы электронного представления публичной страновой отчетности в рамках ЕС.
- Налоговая администрация Люксембурга привела руководство по составлению страновой отчетности в соответствии с последней редакцией Руководства ОЭСР по страновой отчетности.
2.1.3. Обмен страновой отчетностью 17
- Армения и Черногория присоединились к международному обмену страновой отчетностью.
- Вступило в силу Соглашение об автоматическом обмене страновыми отчетами между Венгрией и США.
- Соглашение об обмене страновыми отчетами между Кипром и США будет распространяться на финансовые годы, начиная с 01.01.2024. 16
2.1.4. Обмен финансовой информацией 18
- Норвегия подписала соглашение об обмене информацией о механизмах уклонения от соблюдения требований Единого стандарта отчетности (CRS) и непрозрачных офшорных структурах.
2.1.5. Взаимосогласительная процедура
- Турция обновила Руководство по взаимосогласительной процедуре.
2.1.6. Новости ОЭСР
- ОЭСР опубликовала статистику применения взаимосогласительной процедуры и соглашений о ценообразовании за 2023 год.
- Глобальный форум опубликовал отчеты о соблюдении стандарта обмена информацией по запросу в отношении девяти юрисдикций, включая Азербайджан и Черногорию.
- ОЭСР подготовила вспомогательные материалы для обеспечения имплементации Суммы В Pillar I.
2.1.7. Другие новости
- США опубликовали разъяснения относительно применения упрощенного подхода в сфере ТЦО, сформулированного в Сумме B Pillar I.
- Аргентина опубликовала порядок применения правил ТЦО к операциям с участием SPV-компаний.
- Молдавия обновила Руководство по ТЦО и ввела институт соглашений о ценообразовании.
- Нидерланды отказались от имплементации Суммы B Pillar I, однако обязались признавать результаты применения указанного подхода в соответствующих юрисдикциях.
- ООН опубликовала расширенные руководства по трансфертному ценообразованию сельскохозяйственных продуктов и руководства по ТЦО в фармацевтической промышленности.
2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций
- Наличие взаимозависимости сторон сделки для целей применения правил ТЦО определяется не на момент согласования ее условий, а на момент ее фактической реализации.
- Отказ налогового органа в применении метода, выбранного для осуществления корректировок рыночной стоимости услуг в прошлые периоды, в отсутствие надлежащего обоснования является незаконным.
- Налоговый орган вправе определить рыночную стоимость услуг, оказанных в период, охватываемый СОЦ, используя иной метод по сравнению с тем, который утвержден соглашением, если такие услуги повлияли на получение прибыли от реализации в период после окончания его действия.
- Выбор финансового показателя для целей применения метода сопоставимой рентабельности осуществляется с учетом специфики отрасли и соответствующих обстоятельств сделки.
- При осуществлении корректировки экономических результатов компании методом сопоставимой рентабельности допускается применение среднего, а не медианного показателя рыночного диапазона рентабельности.