Alert 23.08.2024

Мораторий на финансовые санкции, действовавший с 01.04.2022 по 01.10.2022, не распространяется на штрафы за налоговые правонарушения.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (далее – Коллегия, СКЭС ВС РФ) рассмотрела дело № А41-96819/2022 (ООО «Престиж») о правомерности взыскания налогового штрафа в период действия моратория на финансовые санкции 2022 года.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

По итогам налоговой проверки за 2018-2019 годы на основании Решения от 29.07.2022 обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф. Общество сочло решение налогового органа неправомерным, помимо прочего полагая, что у инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пеней и наложения штрафных санкций в период действия моратория (01.04.2022–01.10.2022), введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497.

Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.

По мнению налогового органа, мораторий не может распространяться на полномочия налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности и начислению пеней.

ПОЗИЦИИ СУДОВ НИЖЕСТОЯЩИХ ИНСТАНЦИЙ

Суд первой инстанции признал заявленные обществом требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой инстанции в части наложения штрафа и начисления пеней с 01.04.2022 по 01.10.2022.

Суды исходили из положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, которым с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на шесть месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, а также из п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, в силу которого в период моратория не начисляются неустойка (штрафы, пени) и не налагаются иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Кроме того, суды ссылались на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44.

ПОЗИЦИЯ СКЭС ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила постановления апелляционной и кассационной инстанций в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности виде штрафа.

В своих выводах Коллегия исходила из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) и руководствовалась целями общей и частной превенции (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), разграничивая при этом частноправовые и публичные финансовые санкции.

Коллегия обратила внимание на следующие моменты:

во-первых, налоговые санкции в отличие от гражданско-правовых – это меры публично-правовой ответственности, целью которых в качестве универсального правила является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
во-вторых, указанные положения Закона о банкротстве и разъяснения к нему не предполагают освобождения частных субъектов, на которых распространяется действие моратория, от публично-правовых санкций штрафного характера;
в-третьих, действие полномочий налогового (иного уполномоченного) органа по привлечению к публично-правовым санкциям штрафного характера (в том числе за налоговые правонарушения) в связи с введением моратория не прекращалось.

В итоге Коллегия заключила, что мораторий не является препятствием для привлечения правонарушителей к налоговой ответственности. СКЭС ВС РФ опиралась на правовую позицию, изложенную в Определении КС РФ от 27.10.2022 №2792-О, а также на п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в них процедурах (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

ВЫВОДЫ

В этом деле СКЭС ВС РФ напомнила о принципах юридической ответственности, к которым среди прочих относится неотвратимость наказания за налоговые правонарушения. Данный принцип в рамках общей превенции стимулирует участников правовых отношений к правомерному поведению, удерживая от совершения налоговых правонарушений и других форм противоправных деяний. Тем самым обеспечивается правопорядок в налоговой сфере.

Ранее судебная практика в вопросе начисления штрафа не отличалась единообразием. Так, в деле № А81-280/2023 (ООО «Стройиндустрия») судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований не только для начисления пеней, но и наложения штрафных санкций в период действия моратория. Аналогичный вывод был сделан при рассмотрении дела № А70-17829/2022 (ООО «ЕвроТехЦентр»).

Такой подход основывался на широком понимании термина «финансовые санкции», к числу «иных» были отнесены и налоговые штрафы. В то же время идейной основой введения моратория служило обеспечение стабильности экономики через поддержку сферы бизнеса, а не поощрение неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязательств.

***

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросам налогового контроля, налоговой ответственности и иным вопросам налогообложения.