Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №189

1. ТЦО в России

1.1. Изменение законодательства РФ

  • Минфин России наделен полномочием определять порядок проведения взаимосогласительной процедуры. Установлены новые правила истребования документов (информации) в рамках данной процедуры.

1.2. Подзаконные нормативные правовые акты РФ

  • Недружественные государства включены в перечень офшорных юрисдикций.

1.3. Письма Минфина и ФНС России

  • Рыночная цена услуг, безвозмездно полученных рекламодателями за распространение социальной рекламы, равна нулю.
  • При сопоставлении условий сделок между независимыми и взаимозависимыми сторонами в целях ТЦО могут использоваться любые источники информации, если сведения из них доступны налоговому органу.
  • Организации финансового рынка не представляют в ФНС России информацию о клиенте, почтовый адрес или адрес фактического проживания которого относятся к территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

1.4. Российская судебная практика

1.4.1. Автоматический обмен финансовой информацией

  • Открытие банком счета с номером, свидетельствующим о его принадлежности физическим лицам – нерезидентам, подтверждает наличие у него сведений для определения налогового резидентства клиента в целях автоматического обмена информацией.

1.4.2. Неконтролируемые сделки

1.4.2.1. Применение правил ТЦО при безвозмездной передаче имущества

  • Налоговый орган правомерно отказал в принятии результатов экспертизы для определения налоговой базы по НДФЛ в отношении полученного в дар имущества, так как установленная в ходе нее стоимость оценивалась на три года позднее совершения сделки.
  • Суд признал правомерным определение налоговой базы по НДС и налогу на прибыль в отношении сокрытой реализации угля в адрес «технического» подрядчика с последующей перепродажей третьим лицам, исходя из цены на уголь на условиях самовывоза за вычетом минимальной наценки перепродавца, определенной на основе среднеотраслевого показателя рентабельности.

1.4.2.2.Применение оценочной экспертизы

  • Оценка рыночной стоимости объекта должна осуществляться в отношении анализируемого периода. При этом количество сопоставимых объектов определяется оценщиком самостоятельно.
  • Суд признал правомерным определение налоговым органом рыночной стоимости транспортных средств на основе отчетов специалиста, который осуществлял оценку сравнительным методом с использованием данных о техническом состоянии объектов.

1.4.2.3. Расчет налогов при реальности операций с учетом необоснованной налоговой выгоды

  • Технический характер иностранного контрагента – поставщика не влечет безусловный отказ в признании расходов на приобретение у него товаров. Суд принял расчет налогоплательщика, самостоятельно осуществившего налоговую реконструкцию с представлением подтверждающих документов.

1.4.2.4. Рыночная цена в целях исчисления НДПИ

  • При реализации золотосодержащей руды рыночная цена в целях исчисления НДПИ определяется с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы.

1.4.2.5. Реализация по заниженным ценам покупателю, применяющему льготный режим налогообложения (пониженную ставку налога)

  • Метод цены последующей реализации не подлежит применению, если между приобретением и дальнейшей реализацией объектов имеется существенный временной промежуток (год и более).
  • Использование экспертами источников информации, не являющихся официальными, при определении рыночной стоимости объектов оценки само по себе не влечет незаконность заключений экспертов.
  • Метод сопоставимой рентабельности может использоваться для определения рыночного диапазона рентабельности по сделкам с лицами, применяющими УСН.

2. ТЦО в иностранных юрисдикциях

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка ТЦО-документации

  • Министерство финансов ОАЭ опубликовало уточнения в отношении подготовки ТЦО-документации.

2.1.2. Обмен финансовой информацией, страновой отчетностью

  • Служба внутренних доходов США опубликовала соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами с Германией.
  • Германия опубликовала Уведомление о вступлении в силу межправительственного соглашения об обмене страновыми отчетами от 14.08.2020 с 04.04.2023.
  • Бундестаг одобрил законопроект о введении публичной страновой отчетности.
  • Ирландия имплементировала положения Директивы ЕС о публичной страновой отчетности.
  • Италия опубликовала Законодательный декрет об имплементации положений Директивы DAC7 об обмене информацией о доходах, полученных посредством цифровых платформ.
  • Люксембург имплементировал Директиву DAC7 и внес изменения в положения об обмене информацией в налоговых целях.
  • ЕС установил критерии, освобождающие операторов цифровых платформ, расположенных вне ЕС, от выполнения требований к отчетности, предусмотренных Директивой DAC7.
  • В Испании принят закон, имплементирующий Директиву DAC7, а также вносящий изменения в порядок реализации Директивы DAC6.
  • Налоговый комиссар Мальты опубликовал обновленные разъяснения в отношении применения Директивы DAC6.
  • Республика Зимбабве присоединилась к Глобальному форуму по вопросам прозрачности и обмена информацией в налоговой сфере.
  • Монголия выразила готовность присоединиться к автоматическому обмену финансовой информацией к 2026 году.
  • Молдавия и Таиланд вступают в автоматический обмен информацией о финансовых счетах с сентября 2023 года, Украина – с сентября 2024 года.
  • Протокол к Соглашению об обмене налоговой информацией между Финляндией и Гернси вступил в силу 27 мая 2023 года.
  • ОЭСР опубликовала обновленный Единый стандарт по обмену налоговой информацией (CRS) и Систему отчетности по криптоактивам (CARF).
  • ОЭСР опубликовала Руководство по внедрению систем защиты в рамках автоматического обмена информацией.
  • Фарерские острова подписали Многостороннее соглашение компетентных органов об обмене страновой отчетностью.

2.1.3. Взаимосогласительная процедура

В Чили обновлены положения о проведении взаимосогласительной процедуры.

2.1.4. Соглашение о ценообразовании

  • В Индии за финансовый год 2022–2023 заключено 95 соглашений о ценообразовании.
  • В Люксембурге вносятся процессуальные изменения в части заключения соглашений о ценообразовании и представления отчетности.
  • Служба внутренних доходов США опубликовала ежегодный отчет о практике заключения соглашений о ценообразовании за 2022 год.
  • Служба внутренних доходов США выпустила временное руководство в отношении начальных стадий заключения соглашений о ценообразовании.

2.1.5. Другие новости

  • Сенат Бразилии рассматривает возможность отсрочки вступления в силу нового режима трансфертного ценообразования до 01.01.2025.
  • В Саудовской Аравии с 01.01.2024 правила ТЦО будут распространены на плательщиков закята, появится возможность заключения соглашения о ценообразовании.
  • Служба внутренних доходов США планирует выпустить разъяснение о порядке учета скрытой внутригрупповой поддержки для целей ТЦО в финансовых операциях.
  • Состоялось общественное обсуждение механизмов борьбы с уклонением от налогообложения при установлении цен на полезные ископаемые, организованное ОЭСР и Межправительственным форумом.
  • ОЭСР опубликовала обновленный отчет о налоговой прозрачности и об обмене информацией в налоговых целях в Латинской Америке.
  • Министерство финансов Германии обновило Административные принципы ТЦО.

2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций

  • Показатель рентабельности ниже медианы, но в пределах рыночного диапазона, признается рыночным.
  • Рыночный уровень цен определяется исходя из условий сопоставимых сделок между независимыми лицами. Выгодность таких цен для налогоплательщика не принимается во внимание.
  • Осуществление компанией расчетов с поставщиками раньше получения оплаты от покупателей не может квалифицироваться как безвозмездная финансовая услуга при рыночном уровне операционной рентабельности такой компании.
  • Цена, определенная на основе цены одного договора с независимым лицом, в которой не учтен порядок формирования цен на рынке, не признается рыночной.
  • При проверке соблюдения принципа вытянутой руки необходимо опираться на национальное законодательство. Использование Руководства ОЭСР по ТЦО допускается в качестве источника принципов толкования национальных норм.