Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования № 147

1. Подзаконные нормативные правовые акты

  • Правительство РФ определило порядок обмена финансовой информацией и страновыми отчетами между компетентными органами иностранных государств (территорий) и ФНС России, а также требования к ее защите.
  • Утвержден электронный формат уведомления об участии в международной группе компаний (МГК), а также порядок его заполнения и представления в налоговые органы.

2. Письма Минфина России и ФНС России

  • ФНС России может направить налогоплательщику – участнику МГК требование о представлении странового отчета, за исключением тех случаев, когда этот налогоплательщик вправе не предоставлять страновой отчет.
  • Участник МГК, общая сумма дохода которого менее 50 млрд. руб. (если материинаская компания МГК является налоговым резидентом РФ) или менее суммы, установленной законодательством иностранного государства (если материнаская компания МГК является резидентом соответвующего иностранного государства), вправе не предоставлять глобальную документацию.
  • Информация, подлежащая включению в национальную документацию, подлежит отражению независимо от последствий применения цен в сделках.
  • Сделки между взаимозависимыми лицами, хотя бы одна из сторон которых является участником специального инвестиционного контракта (СПИК), не признаются контролируемыми по правилам, установленным для сделок, в которых хотя бы одна из сторон является участником регионального инвестиционного проекта (РИП).
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, указанные в Перечне кодов товаров, утвержденном Минпромторгом РФ.

3. Судебная практика

3.1. Применение правил определения рыночных цен в отношении сделок, совершенных до 01.01.2012 года

3.1.1. Постановления судов кассационной инстанции

  • Суды признали правомерным применение Инспекцией метода сопоставимых рыночных цен, в основу которого положено сравнение цен по внешнеторговым сделкам Общества с ценами на аналогичную продукцию, реализуемую российским контрагентам.

3.2. Применение правил определения рыночных цен в отношении сделок, совершенных начиная с 01.01.2012 года

3.2.1. Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ

  • Отклонение цены сделки между взаимозависимыми лицами от рыночной в диапазоне от 11 процентов до 52 процентов многократным не является и не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

3.2.2. Постановления судов кассационной инстанции

  • Суд не принял в качестве обоснования рыночной цены подготовленное по поручению налогового органа экспертное заключение, не основанное на законодательстве об оценочной деятельности.
  • Реализация активов налогоплательщика перед его ликвидацией взаимозависимому лицу, применяющему УСН, по ценам, многократно отклоняющимся от рыночных, является признаком необоснованной налоговой выгоды.
  • Для определения рыночной стоимости объектов недвижимости суд использовал цены, установленные в оценочной экспертизе налогового органа, так как судебная экспертиза не может ухудшать положение налогоплательщика.
  • Суд кассационной инстанции вернул дело на новое рассмотрение в связи с неисследованностью судами нижестоящих инстанций причины значительного расхождения результатов использования налоговым органом и налогоплательщиком разных методов определения цены для целей налогообложения.

3.2.3. Постановления судов апелляционной инстанции

  • Инспекция неправильно применила метод сопоставимых рыночных цен, так как выбранные в качестве сопоставимых сделки Общества не отвечают критериям сопоставимости.
  • Судебная экспертиза по определению рыночной стоимости услуг подтвердила выводы экспертизы, назначенной Инспекцией, в связи с чем суд принял экспертизу Инспекции в качестве надлежащего доказательства.