Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования № 158
1. Письма Минфина России и ФНС России
1.1. Международные группы компаний и автоматический обмен информацией
- Наличие в страновом отчете сведений об участниках МГК, которые могут быть переданы иностранным государствам только с согласия федерального органа исполнительной власти РФ, определяется по состоянию на дату окончания отчетного периода.
- Налогоплательщик освобождается от предоставления странового отчета при единовременном соблюдении условий, предусмотренных пп. 2 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ, в том числе условия об участии государства, резидентом которого является материнская компания МГК, в автоматическом обмене страновыми отчетами с РФ.
1.2. Контролируемые сделки
- Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, не упомянутые в Перечне кодов товаров, утвержденном Минпромторгом РФ, не признаются контролируемыми на основании пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
2. Судебная практика
2.1. Проверки ФНС России контролируемых сделок
2.1.1. Применение метода сопоставимых рыночных цен на основе котировок информационно-ценовых агентств
- Суды признали правомерным применение ФНС России метода сопоставимых рыночных цен на карбамид и аммиак на основе котировок агентств Argus Media и Fertecon, опубликованных на дату заключения дополнительного соглашения к контракту, которым определялась цена реализации на очередной месяц поставки.
2.2. Необоснованная налоговая выгода в ТЦО
2.2.1. Сделки по реализации товара через цепочку независимых посредников
- Верховный Суд признал право инспекции в рамках выездной проверки определить размер необоснованной налоговой выгоды в контролируемых сделках реализации товара через цепочку посредников.
- Инспекция правомерно определила размер обязательств налогоплательщика в сделках по реализации лесопродукции через посредников исходя из цены, по которой лесопродукция была реализована посредниками конечным покупателям.
2.2.2. Оценочная экспертиза при определении рыночной цены в неконтролируемых сделках
- Суды отклонили проведенную налоговым органом оценочную экспертизу, так как эксперт применил сравнительный метод, необоснованно отказавшись от применения доходного и затратного метода.
- Суды признали незаконным расчет Инспекцией рыночной цены, основанный на оценочной экспертизе, проведенной с нарушением закона об оценочной деятельности.
- На основании оценочной экспертизы, назначенной инспекцией, суд признал получение Обществом необоснованной налоговой выгоды путем завышения цены по договору аренды с взаимозависимым лицом.
2.2.3. Многократность отклонения от рыночной цены в неконтролируемых сделках
- Отклонение цены сделки между взаимозависимыми лицами от рыночной в диапазоне до 46,6 процентов многократным не является и не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
- Завышение стоимости аренды по договору с взаимозависимым лицом по сравнению с рыночной в диапазоне в 6,8 до 51 раз является признаком получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
2.2.4. Сопоставимость сделок для определения рыночной цены
- Сравнение условий различных по своей правовой природе сделок (аренды и купли-продажи) для целей определения рыночной стоимости аренды транспортных средств является неправомерным.
2.2.5. Применение таможенной стоимости для целей ТЦО
- Если доказано приобретение налогоплательщиком товара напрямую у импортеров, расходы на приобретение товаров для целей налогообложения могут быть определены на основе таможенной стоимости.
2.2.6. Применение ТЦО при товарообменных операциях
- Инспекция правомерно применила положения гл. 14.3 НК РФ при определении рыночных цен в бартерных сделках на основе цен приобретения налогоплательщиком товаров у независимых поставщиков.