Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования № 160
1. Изменения законодательства
1.1. Контролируемые сделки
- С 1 января 2018 года цена в сделках по уступке банком прав (требований) в рамках мероприятий по предупреждению банкротства банка или в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 263-ФЗ признается рыночной для целей налогообложения, а соотвествующие сделки не признаются контролируемыми.
1.2. Международные группы компаний и автоматический обмен информацией
- Госкорпорация, осуществляющая полномочия собственника в отношении имущества участников МГК, включенных в перечень стратегических, наряду с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, может давать предварительное согласие на передачу сведений об этих участниках компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами.
2. Письма Минфина России и ФНС России
2.1. Международные группы компаний и автоматический обмен информацией
- Период, за который истребуется национальная документация, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
- Для целей освобождения от ответственности за применение нерыночных цен в контролируемых сделках возможно учитывать представление налогоплательщиком национальной документации.
2.2. Контролируемые сделки
- Для целей признания внутрироссийских сделок контролируемыми по пп. 1 п. 2 и п. 3 ст 105.15 НК РФ может быть использована любая информация, свидетельствующая о заключении сделки в рамках деятельности, к прибыли от которой контрагентом применяются пониженные ставки налога на прибыль.
3. Судебная практика
3.1. Контролируемые сделки
- Судьи Верховного Суда РФ отказали ПАО «Тольяттиазот» в передаче дел о доначислениях налога на прибыль по сделкам реализации аммиака и карбамида на экспорт за 2012 год на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
3.1.1. Применение метода сопоставимых рыночных цен на основе котировок информационно-ценовых агентств
- Суд признал правомерным определение ФНС России рыночных цен по долгосрочному контракту на реализацию в 2013 году более 1,8 млн тонн аммиака на экспорт на основе котировок Argus и Fertecon, опубликованных на ближайшую дату к дате дополнительного соглашения к контракту, без применения каких-либо корректировок.
3.2. Неконтролируемые сделки
3.2.1. Сопоставимость сделок для определения рыночной цены
- Инспекция неправомерно определила цену аренды части оборудования в сделке Общества, основываясь на стоимости аренды всего оборудования в сделке, заключенной Обществом ранее с взаимозависимым лицом.
3.2.2. Многократность отклонения от рыночной цены в неконтролируемых сделках
- Отклонение цены реализации недвижимого имущества взаимозависимому лицу от рыночной в 10 раз является многократным и свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
- Завышение цены аренды имущества в сделке между взаимозависимыми лицами от рыночной в диапазоне менее 20 процентов многократным не является и не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
3.2.3. Порядок определения рыночных цен
- Определение рыночной цены исходя из цены предложения противоречит положениям ст. 105.3 НК РФ. В целях применения определения рыночных цен необходимо установить сопоставимость объектов и исходить из цен реально совершенных сделок.
3.2.4. Реализация товара по заниженным ценам покупателю, применяющему льготный режим налогообложения (пониженную ставку налога)
- Инспекция доказала получение необоснованной налоговой выгоды при реализации объектов по заниженным ценам взаимозависимому лицу, применяющему специальные режимы, и правомерно определила рыночную цену с помощью оценочной экспертизы.
3.2.5. Применение оценочной экспертизы
- Выводы о несоответствии заключения оценщика законодательно установленным требованиям суды сочли недостаточными для отклонения экспертизы, проведенной по инициативе налогового органа.
3.2.6. Применение метода сопоставимой рентабельности в неконтролируемых сделках
- Инспекция правомерно использовала метод сопоставимой рентабельности, основанный на рентабельности затрат исполнителя, для определения налоговых обязательств налогоплательщика в сделке по оказанию ему услуг предпринимателем, применяющим УСН.