Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №192

1. ТЦО в России

1.1. Изменение законодательства РФ

  • Исключен двухлетний срок для назначения проверки по ТЦО.
  • Правительство РФ предлагает признать контролируемыми внутригрупповые сделки с участниками военного инновационного технополиса «Эра».
  • Предлагается внести возможность привлекать территориальные налоговые органы к проведению ТЦО-проверок.

1.2. Подзаконные нормативные правовые акты РФ

  • ФНС России включила Великобританию, Германию, Латвию, США, Украину и Швейцарию в Перечень стран, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения.
  • Утвержден Перечень государств, допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами.

1.3. Письма Минфина и ФНС России

  • Минфин и ФНС России подтвердили действие Приказа Минфина России от 05.06.2023 № 86н в части расширения Перечня офшорных юрисдикций с 01.01.2024.
  • ФНС России разъяснила полномочия территориальных налоговых органов в рамках налогового контроля в сфере ТЦО.
  • С 01.01.2024 изменены предельные значения процентных ставок по долговым обязательствам в рамках контролируемых сделок. Ставки в рублях определяются в процентах от ключевой ставки. Если в соответствии с договором ставка не изменяется в течение его действия, интервал предельных значений определяется исходя из ключевой ставки на дату привлечения средств.
  • Механизм переквалификации дохода иностранного контрагента, возникшего в результате корректировки налоговой базы по контролируемой сделке,  применяется как к сделкам между взаимозависимыми лицами, так и к приравненным к ним сделкам.
  • Указывать в документации сведения, перечисленные в абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ, в отношении независимого иностранного контрагента по сделке, приравниваемой к контролируемым, не требуется.
  • Минфин России не усматривает оснований для исключения ОАЭ из перечня офшорных зон.
  • Цена в сделках с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами определяется на основе специальных норм гл. 25 НК РФ.

1.4. Судебная практика

1.4.1. Контролируемые сделки
1.4.1.1. Срок назначения проверки
  • Срок для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки в случае представления уточненного уведомления, содержащего новые сведения, которые являются значимыми для принятия решения о проведении проверки, исчисляется с даты представления такого уведомления.
1.4.2. Неконтролируемые сделки
1.4.2.1. Применение оценочной экспертизы
  • Автомобили разных лет выпуска не признаются сопоставимыми для оценочной экспертизы рыночной стоимости.
1.4.2.2. Сопоставимость сделок для определения рыночной цены
  • Для определения рыночной стоимости аренды на основании метода сопоставимых рыночных цен налоговый орган правомерно сопоставлял арендные платежи с учетом коммунальных расходов со стоимостью аренды, в состав которой также входила оплата коммунальных платежей.
1.4.2.3. Применение правил ТЦО к договорам займа
  • Суды подтвердили неправомерность учета во внереализационных расходах процентов по внутригрупповым договорам займа, предоставленным на нерыночных условиях.
1.4.2.4. Таможенная стоимость и ТЦО
  • ТЦО-документация в отсутствие документов, на основании которых произведен расчет, не может служить обоснованием рыночности цены для таможенных целей.

2. ТЦО в иностранных юрисдикциях

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка ТЦО-документации
  • На Кипре увеличены суммовые пороги контролируемых сделок для подготовки ТЦО-документации.
  • Налоговая и таможенная администрация Великобритании опубликовала руководство по анализу рисков в рамках функционального анализа.
2.1.2. Подготовка страновой отчетности
  • Бельгия, Болгария, Греция, Нидерланды и Польша имплементировали Директиву ЕС о публичной страновой отчетности.
2.1.3. Обмен страновой отчетностью
  • Люксембург начал обмениваться страновой отчетностью с Израилем, Таиландом, Коста-Рикой и Фарерскими островами.
  • Сингапур начнет обмениваться страновыми отчетами с Кенией, Папуа – Новой Гвинеей и Монтсерратом.
2.1.4. Обмен финансовой информацией
  • Германия включила Россию в перечень стран – налоговых убежищ.
  • Евросоюз готовится обновить соглашения об обмене финансовой информацией с Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино и Швейцарией в целях применения обновленных CRS и Директивы DAC8.
  • Совет Европейского союза исключил из черного списка Багамские и Сейшельские острова, Белиз, острова Теркс и Кайкос.
  • Франция и Нидерланды обновили перечень юрисдикций, не сотрудничающих по вопросам налогообложения.
  • Сенегал присоединится к автоматическому обмену информацией о финансовых счетах к сентябрю 2025 года.
  • Литва присоединилась к Многостороннему соглашению об автоматическом обмене информацией о доходах, получаемых посредством цифровых платформ.
  • Конституционный суд Бельгии вынес решения в отношении порядка применения положений Директивы DAC6.
  • В Испании уточнен порядок реализации положений Директивы DAC7.
2.1.5. Взаимосогласительная процедура
  • Опубликована статистика применения взаимосогласительной процедуры в Великобритании за налоговый период 2022–2023 годов.
  • США поддерживает применение обязательного арбитража в рамках взаимосогласительной процедуры.
2.1.6. Соглашение о ценообразовании
  • Опубликована статистика заключения соглашений о ценообразовании в Великобритании за налоговый период 2022–2023 годов.
  • Национальное налоговое и таможенное управление Колумбии допустило применение метода сопоставимых рыночных цен на основе сравнения цен в сопоставимых сделках между независимыми лицами в отсутствие котировальной цены.
  • Налоговое агентство Канады обновило разъяснения о порядке заключения соглашений о ценообразовании.
  • Служба внутренних доходов США опубликовала статистику заключения соглашений о ценообразовании за 2023 год.
2.1.7. Новости ОЭСР
  • Новая Зеландия отказалась от имплементации Суммы B Pillar I.
  • ОЭСР опубликовала отчет по Сумме B Pillar I.
  • Глобальный форум подготовил Модельное руководство по проверкам соблюдения Единого стандарта обмена финансовой информацией (CRS).
  • Глобальный форум опубликовал отчеты по прозрачности и обмену информацией по запросу в отношении восьми юрисдикций.
2.1.8. Другие новости
  • Служба внутренних доходов США разъяснила, что корректировка процентной ставки по операциям внутригруппового финансирования осуществляется с учетом принадлежности заемщика группе компаний.
  • Во Франции установлены новые правила в сфере подготовки ТЦО-документации, проверки и корректировки цен по операциям с нематериальными активами, трудно поддающимися оценке.
  • Служба внутренних доходов США продолжает продвижение соблюдения правил ТЦО в рамках внутригрупповых операций иностранных групп компаний с американскими дочерними организациями.
  • Федеральная налоговая администрация Швейцарии обновила Руководство по ТЦО и опубликовала ответы на часто возникающие вопросы.
  • Молдавия обновила регулирование в сфере ТЦО.
  • Комитет Европейского парламента по экономическим и валютным вопросам поддержал гармонизацию правил ТЦО в рамках ЕС.

2.2.  Судебная практика иностранных юрисдикций

  • Сопоставление валовой прибыли дистрибьюторов и чистой прибыли производственной организации для определения рыночных показателей распределения прибыли между ними недопустимо ввиду их разнородности.
  • Суд пришел к выводу о необоснованности использования расчета на основе методологии willingness to pay («готовности платить») для целей ТЦО.
  • Возможность квалификации субординированного займа как капитала для целей финансовой отчетности не освобождает стороны от необходимости установления за него рыночного вознаграждения.
  • Рыночность условий долгосрочной сделки подлежит оценке по каждому отдельному налоговому периоду.