Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №194

1. ТЦО В РОССИИ

1.1. Изменение законодательства РФ

  • Отменяется взыскание недоимки по результатам ТЦО-проверки исключительно в судебном порядке.
  • Урегулирован срок уплаты налога с дохода нерезидента, полученного в результате корректировки цены в контролируемой сделке.
  • Урегулирован порядок расчета процентов, учет которых в налоговой базе по налогу на прибыль является одним из условий освобождения от удержания налога на доходы иностранных лиц при осуществлении корректировки цены в контролируемой сделке.
  • К проведению ТЦО-проверки теперь могут привлекаться сотрудники территориальных налоговых органов.

1.2. Подзаконные нормативные правовые акты РФ

  • ФНС России планирует исключить из Перечня иностранных государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами, государства – члены ЕС, прекратившие такой обмен с РФ в одностороннем порядке.
  • Государства – члены ЕС будут исключены из Перечня государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
  • ФНС России включит государства – члены ЕС, а также некоторые другие юрисдикции в Перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ.

1.3. Письма Минфина и ФНС России 9

  • Требование о предоставлении ФНС России финансовой информации для целей автоматического обмена с иностранными государствами распространяется также на страховщиков, осуществляющих добровольное страхование жизни. В случае заключения ими только тех договоров, в отношении которых отчетность не представляется, страховщики предоставляют ФНС России информацию об отсутствии сведений для отчетности.
  • КИК в форме иностранной структуры без образования юридического лица не признается взаимозависимым лицом с ее контролирующим лицом, однако сделки между ними могут приравниваться к сделкам между взаимозависимыми лицами на основании пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
  • Применение взаимозависимыми сторонами сделки различных ставок налога на прибыль в соответствии с пунктами 2–4 ст. 284 НК РФ не учитывается для целей признания сделок между ними контролируемыми.
  • Действие пп. 11 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, предусматривающего исключение отдельных сделок из ряда контролируемых, не распространяется на сделки, доходы и расходы по которым признаны до 01.01.2024.
  • Сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является иностранным лицом, действующим через постоянное представительство в РФ, признаются контролируемыми по общим правилам п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
  • Налогоплательщик отражает в уведомлении о контролируемых сделках в отношении сделок с товарами биржевой торговли сведения о цепочке создания стоимости исходя из информации, полученной от его взаимозависимых лиц.
  • При осуществлении ФНС России вторичной корректировки налоговой базы контролируемой сделки доход, возникший в связи с этим у иностранного лица, облагается налогом у источника с учетом положений соответствующих международных договоров РФ по вопросам налогообложения. В свою очередь, лицо – налоговый резидент РФ подлежит налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 123 и п. 1 ст. 129.3 НК РФ.
  • В рамках уведомления о контролируемых сделках в отношении сделок с товарами биржевой торговли налоговым органам раскрываются сведения о цепочке создания стоимости товара вплоть до звена, после которого в ней не участвуют взаимозависимые с налогоплательщиком лица.
  • Сделки в области внешней торговли, предметом которых являются нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы, доходы и расходы по которым признаются с 01.01.2022, считаются контролируемыми с учетом положений Приказа Минпромторга России от 03.02.2022 № 267.

1.4. Судебная практика

1.4.1. Контролируемые сделки

1.4.1.1. Срок назначения проверки
  • Срок для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки в случае представления уточненного уведомления, содержащего новые сведения, подлежал исчислению с момента его представления при наличии в соответствующем решении ФНС России обоснования значимости новых сведений.

1.4.2. Неконтролируемые сделки

1.4.2.1. Сопоставимость сделок для определения рыночной цены
  • При анализе рыночности вознаграждения единоличного исполнительного органа компании необходимо учитывать валовую прибыль и масштабы деятельности сопоставимых организаций.
  • Сделки между взаимозависимыми лицами не могут быть использованы в качестве сопоставимых.
1.4.2.2. Многократность отклонения рыночной цены
  • Многократное занижение обществом цены реализации объекта недвижимости при последующей безвозмездной передаче взаимозависимым покупателем денежных средств, полученных от перепродажи спорного объекта независимому лицу, свидетельствует о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.
1.4.2.3. ТЦО в таможенных спорах
  • ТЦО-документация, не позволяющая определить методологию формирования трансфертной цены, не опровергает наличия влияния взаимозависимости сторон сделки на таможенную цену импортируемого товара.

2. ТЦО В ИНОСТРАННЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка страновой отчетности

  • Комитет Сената Австралии рекомендовал принять законопроект, включающий положения о публичной страновой отчетности.
  • Финляндия, Австрия и Италия имплементируют Директиву ЕС 2021/2101 о публичной страновой отчетности.
  • В Великобритании разрабатывают антиуклонительные нормы для предотвращения неправомерного использования МГК безопасной гавани в рамках правил переходной страновой отчетности GloBE Pillar 2.
  • Европейская комиссия провела общественную консультацию по проектам единых формы и формата электронного представления публичной страновой отчетности в рамках ЕС.

2.1.2. Обмен страновой отчетностью

  • Совет министров Болгарии одобрил Межправительственное соглашение об обмене страновой отчетностью с США.

2.1.3. Соглашение о ценообразовании

  • Министерство финансов Германии разъяснило порядок заключения предварительных соглашений
  • В Саудовской Аравии в Руководство по ТЦО добавили раздел, посвященный порядку заключения соглашений о ценообразовании.
  • В ОАЭ планируется введение соглашений о ценообразовании.

2.1.4. Новости ОЭСР

  • Глобальный форум опубликовал отчеты о соблюдении стандарта обмена информацией по запросу в отношении шести юрисдикций, включая Израиль и Швецию.
  • ОЭСР и Межправительственный форум подготовили практическое руководство по применению правил ТЦО при установлении цен на литий.
  • ОЭСР опубликовала ежегодный обзор реализации Шага 13 BEPS в отношении страновой отчетности.
  • На сайте ОЭСР опубликовано Модельное соглашение компетентных органов в целях имплементации Суммы B Pillar I.

2.1.5 Другие новости

  • Налоговая служба США при решении вопроса о назначении штрафа в связи с выявлением занижения цены сделки по сравнению с рыночным уровнем учитывает не только факт представления ТЦО-документации в отношении такой сделки, но и обоснованность применения выбранного налогоплательщиком метода.
  • Служба внутренних доходов США планирует проверить организации, проигнорировавшие предупреждение о недопустимых ТЦО-стратегиях.
  • Налоговая апелляционная комиссия Ирландии признала правомерным исключение выплат, осуществленных материнской компанией в адрес работников дочерней организации, из затрат последней для целей определения вознаграждения за оказанные материнской компании услуги.
  • ООН подготовила Руководство по ТЦО во время кризиса, вызванного COVID-19, и Руководство по общему обеспечению соблюдения требований ТЦО.
  • Налоговая и таможенная администрация Соединенного Королевства опубликовала Руководство по лучшим практическим подходам в сфере ТЦО.
  • Налоговая администрация Австралии предупредила о сборе информации о сделках на онлайн-платформах.
  • В Бразилии провели общественную консультацию по вопросам ТЦО-регулирования внутригрупповых услуг и порядка заключения односторонних соглашений о ценообразовании.
  • Министерство финансов Германии подготовило проект обновленных Административных принципов ТЦО в отношении вычета процентов по внутригрупповому финансированию.
  • Налоговая служба Новой Зеландии разъяснила вопрос возникновения обязательств по удержанию налога у источника при применении правил ТЦО.
  • Федеральное налоговое управление ОАЭ разъяснило, что лица, прямое или косвенное участие в которых в размере не менее 50% осуществляют Федеральное правительство ОАЭ или правительства Эмиратов, не рассматриваются в качестве взаимозависимых.

2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций

  • Исключение из выборки для целей сравнительного анализа компаний, задекларировавших убыток в течение нескольких налоговых лет, в отсутствие установления причин такого экономического результата недопустимо.
  • В целях применения метода сопоставимых рыночных цен в отношении операций по экспорту товара диапазон рыночных цен определяется на дату перехода права собственности на товар или на дату, наиболее близкую к ней.
  • Суд указал на неправомерность исключения из расчета рыночной рентабельности компании не запланированных ею расходов, понесенных в рамках обычной производственной деятельности.
  • Метод сопоставимых рыночных цен не может применяться в отношении внутригрупповых услуг, характеристики которых достоверно не установлены.
  • При расчете показателя рентабельности капитала полученные налогоплательщиком нетипичные доходы, не связанные с направлением деятельности, в отношении которого определяется операционная прибыль, не учитываются.
  • В целях увеличения сопоставимости при определении рыночного диапазона рентабельности допускается использование средних показателей рентабельности сопоставимых компаний более чем за один финансовый период.