Alert 22.03.2022

Новые уточнения и дополнения валютных ограничений

Ранее мы рассматривали новые правила валютного регулирования, установленные в Указах Президента РФ от 28.02.2022 № 79[1] , от 01.03.2022 № 81[2] и от 05.03.2022 № 95[3] (далее – Указы № 79, 81, 95), а также в Решении подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций от 10.03.2022.

В дополнение к этим мерам 18.03.2022 Президентом РФ был принят еще один Указ № 126[4] (далее – Указ № 126). Он содержит многочисленные дополнения, уточнения и исключения для валютных правил, в частности по вопросам обязательной продажи валюты, перевода валюты за рубеж, разрешительного порядка предоставления кредитов лицам недружественных государств. Также устанавливаются новые правила и ограничения: запрет на инвестиции в капитал нерезидентов, исполнение в рублях валютных обязательств «санкционных» банков, установление максимального разрешенного размера сумм некоторых операций с участием нерезидентов.

Запрет на инвестиции в капитал нерезидентов

До конца 2022 года резидентам запрещено без разрешения ЦБ РФ (п. 2 Указа № 126):

  • оплачивать доли, вклады, паи в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридического лица – нерезидента;
  • осуществлять взносы в рамках выполнения договора простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности.

Уточнение правил обязательной продажи валюты

В соответствии с п. 2 Указа № 79[5] резиденты – участники внешнеэкономической деятельности обязаны продавать 80% от суммы иностранной валюты, зачисленной с 01.01.2022 на их счета в банках на основании внешнеторговых контрактов с нерезидентами, предусматривающих:

  • передачу товаров, оказание услуг нерезидентам, выполнение работ для нерезидентов;
  • передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

С 28.02.2022 указанная обязанность резидентов должна исполняться в отношении новых зачислений валюты не позднее трех рабочих дней со дня зачисления.
ЦБ РФ наделяется полномочием выдавать разрешения, изменяющие данные правила (п. 4 Указа № 126):

  • разрешение на выполнение указанных требований в иной срок;
  • разрешение не осуществлять обязательную продажу валютной выручки в размере суммы, которую резидент уплачивает российской кредитной организации по договору в валюте (погашение кредита, уплата процентов, штрафных санкций).

Порядок выдачи разрешений должен быть установлен соответствующими решениями Совета директоров ЦБ в 10-дневный срок (пп. б п. 12 Указа № 126). Причем эти решения, как и иные решения Совета директоров ЦБ РФ, о которых идет речь в Указе № 126, должны быть официально опубликованы в соответствии со ст. 7 ФЗ «О ЦБ РФ»[6] (п. 13 Указа № 126).

Одновременно Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ наделяется полномочием выдавать разрешения на выполнение требований об обязательной продаже валюты в ином размере, нежели тот, что предусмотрен Указом № 79 (пп. а п. 9 Указа № 126). Порядок выдачи таких разрешений будет установлен Правительством РФ в 10-дневный срок (п. 10 Указа № 126).

Также в пп. б п. 6 Указа № 126 уточняется, что требования об обязательной продаже валютной выручки не применяются к организациям, непосредственно реализующим проекты по производству сжиженного природного газа в Арктической зоне РФ.

Уточнение правил перевода валюты за рубеж

Пунктом 3 Указа № 79 с 01.03.2022 был введен запрет:

  • на предоставление резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа;
  • зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в банках (иных организациях финансового рынка) за пределами РФ;
  • осуществление резидентами переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Указом № 126 уточнено, что данные запреты не распространяются на переводы валюты для зачисления на счета официальных представительств Российской Федерации, а также представительств и филиалов юридических лиц – резидентов, расположенных за пределами РФ, и их сотрудников (п. 5 Указа № 126).

Напомним, что ранее Решением подкомиссии резидентам уже было разрешено осуществлять операции по переводам денежных средств в иностранной валюте на их счета в иностранных банках в целях финансирования текущей операционной деятельности филиалов и представительств[7].

Уточнение разрешительного порядка предоставления кредитов

Указ № 81[8] установил особый порядок осуществления сделок, проводимых между резидентами и лицами недружественных государств, в частности предоставления кредитов и займов в рублях.

Указанные сделки могут проводиться на основании разрешений Комиссии.

Указом № 126 уточнено, что эти ограничения не распространяются на предоставление кредитов и займов (в рублях) резидентам, находящимся под контролем лиц недружественных государств (п. 7 Указа № 126).

Валютные обязательства «санкционных» банков перед юридическими лицами

Выраженные в иностранной валюте обязательства банков, против которых недружественными государствами введены ограничительные меры, перед юридическими лицами-резидентами признаются исполненными надлежащим образом, если исполнены в рублях в эквивалентной сумме, рассчитанной по официальному курсу ЦБ РФ на день исполнения обязательств (п. 5 Указа № 126).

Такой порядок применяется, если соответствующие обязательства возникли до введения ограничительных мер.

Установление максимального разрешенного размера сумм некоторых операций с участием нерезидентов

Теперь согласно п. 1 Указа № 126 Совет директоров ЦБ должен определять сумму, в пределах которой можно осуществлять операции, указанные в таблице.

 

Установленные максимальные суммы по операциям будут применяться со дня опубликования соответствующих решений Совета директоров ЦБ РФ, которые должны быть приняты в 10-дневный срок (пп. а п. 12 Указа № 126). При этом Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ наделяется полномочием выдавать разрешения на осуществление указанных операций, размер которых превышает сумму, определенную Советом директоров ЦБ РФ (пп. б п. 9 Указа № 126). Порядок выдачи таких разрешений будет установлен Правительством РФ в 10-дневный срок (п. 10 Указа № 126).

Определение лиц недружественных государств

Важно отметить, что в положениях об установлении максимального разрешенного размера сумм некоторых операций с участием нерезидентов иностранными лицами недружественных государств называются только те лица, которые зарегистрированы в недружественных государствах (абз. 1 пп. б п. 1 Указа № 126).

Здесь есть отличие от Указа № 81, который к таким лицам относит и тех, кто связан с недружественными государствами посредством места преимущественного ведения хозяйственной деятельности и извлечения прибыли. Данные критерии изначально вызывали вопросы, так как в отличие от критериев гражданства и места регистрации являются менее определенными. В этой связи такое сужение критериев отнесения лиц к недружественным государствам в Указе № 126 представляется позитивным.

Однако для положений разрешительного порядка предоставления кредитов в Указе № 126 используется более широкое определение, включающее связь на основании места преимущественного ведения хозяйственной деятельности и места преимущественного извлечения прибыли. Таким образом, говорить об универсальном сужении этого понятия нельзя, а при толковании норм, содержащих термин «лицо недружественного государства», следует проявлять внимательность.

Кроме того, в Указе № 126 отдельно уточняется, что на него распространяются исключения относительно определения термина «лица недружественных государств», установленные Указом № 95 (п. 12 Указа № 126)[10].

Напоминаем, что согласно Указу № 95 к категории лиц недружественных государств не относятся лица, отвечающие одновременно двум требованиям:

1) находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические или физические лица), включая случаи, когда этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

2) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими или физическими лицами российским налоговым органам в соответствии с требованиями законодательства.

Толкование Указа № 126

ЦБ РФ наделяется полномочием давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа № 126 (п. 4 Указа № 126), в связи с чем такие разъяснения необходимо отслеживать [11].

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией.


[1] «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».

[2] «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».

[3] «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».

[4]«О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»

[5] См. алерт от 02.03.2022.

[6] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

[7] См. алерт от 14.03.2022.

[8] См. алерт от 04.03.2022.

[9] Для целей алерта дружественные государства – это государства, которые не относятся к недружественным.

[10] См. алерт от 09.03.2022.

[11] См., в частности: https://cbr.ru/explan/, https://www.cbr.ru/faq/w_fin_sector/#a_tm7095