Tax Alert 02.04.2020
Принят Федеральный закон, вносящий значительные изменения в Налоговый кодекс в связи со сложной экономической ситуацией
Опубликован Федеральный закон № 102-ФЗ от 01.04.2020 (далее – «Закон»), которым вносятся масштабные изменения в НК РФ, направленные на поддержку бизнеса в связи со сложной ситуацией в экономике, спровоцированной, в частности, пандемией коронавируса.
Законом расширены полномочия Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ на 2020 год в сфере налогообложения, предоставлены льготы по уплате страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса, урегулированы вопросы, возникшие в налоговой сфере в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 (далее – «Указ»).
Ниже представлены самые важные налоговые изменения, вступающие в силу непосредственно в день опубликования Закона (01.04.2020).
Страховые взносы
Реализуя идеи, озвученные в обращении Президента, Закон устанавливает для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – «МСП») льготы в виде пониженных тарифов страховых взносов в части, превышающей установленный на начало года размер МРОТ (12 130 руб. на 2020 год, ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 463-ФЗ):
- на обязательное пенсионное страхование (далее – «ОПС») — 10%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – «ОСС») — 0%;
- на обязательное медицинское страхование (далее – «ОМС») — 5 %.
Данные тарифы применяются в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 как срочная антикризисная мера, но иные положения Закона устанавливают те же ставки с 01.01.2021, в связи с чем данные изменения носят долгосрочный характер.
Эти же тарифы применяются с суммы выплат свыше установленной предельной вели-чины базы всеми другими субъектами, производящими выплаты физическим лицам. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС в 2020 году составляет 1 292 000 руб. (базовый тариф в пределах выплат этой суммы равен 22%), на ОСС соответственно – 912 000 руб. (базовый тариф в пределах выплаты этой суммы – 2,9%). Для исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, базовый тариф – 5,1%.
Тем самым ставки страховых взносов для субъектов МСП приравнены к уже предусмотренным НК РФ ставкам, действующим для всех плательщиков взносов, при выплатах свыше предельной величины базы. Иными словами, вводимые льготы, фактически, «ограничены» этими предельными величинами, поскольку применять пониженные тарифы страховых взносов при превышении пороговых значений вправе любые плательщики страховых взносов вне зависимости от наличия или отсутствия статуса субъекта МСП.
Отнесение к субъектам МСП осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Субъекты МСП включаются в реестр на сайте ФНС. При отсутствии информации о предприятии, можно отправить заявку на проверку сведений реестра.
Нерабочие дни
Закон внес ясность в вопрос о правовой природе «нерабочих» дней, введенных Указом: правила исчисления сроков и переноса срока на ближайший рабочий день теперь работают и в случае объявления нерабочих дней, в т.ч. устанавливаемых актом Президента РФ (пункты 6, 7 ст. 6.1.НК РФ).
В связи с принятием данных положений ФНС России со ссылкой на пояснения Минфина России сообщил, что сроки представления налоговых деклараций (расчетов) для лиц, не указанных в п. 2 Указа (непрерывно действующие организации, медицинские организации и т.п.), продлеваются до 6 апреля текущего года. Примечательно, что аналогичные разъяснения не давались ни ФНС России, ни Минфином России до истечения установленного НК РФ срока подачи декларации по налогу на прибыль (30 марта с учетом переноса срока по. п. 7 ст. 6.1 НК РФ), в связи с чем большинство компаний с учетом имеющейся на тот момент информации подали декларации в срок, не принимая во внимание нерабочие дни (подробнее см. Tax Alert от 27.03.2020).
Новые полномочия Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ
Закон расширяет полномочия Правительства РФ в сфере налогообложения до конца 2020 года (п. 3 ст. 4 НК РФ). Высшему исполнительному органу предоставляются полномочия по принятию нормативно-правовых актов, предусматривающих в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 продление (изменение):
- сроков проведения мероприятий налогового контроля (приостановление, отмена, переноса на более поздний срок);
- сроков уплаты налогов, установленных как НК РФ, так и законодательством субъектов РФ, а также направления и исполнения требований об их уплате и принятия решений о взыскании;
- сроков предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности и иных документов, а также освобождения от ответственности за их непредставление в срок;
а также установления
- дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- особенностей применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Аналогичные полномочия Правительства РФ предусмотрены в отношении регулирования порядка и сроков исполнения обязанностей по уплате страховых взносов.
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ, в свою очередь, наделяются полномочиями по продлению сроков уплаты региональных и местных налогов и сборов, а также налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 4 ст. 4 НК РФ).
Правоотношения, возникающие в период действия указанных выше нормативных правовых актов, регулируются налоговым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данными актами, то есть последние будут иметь приоритет (п. 5 ст. 4 НК РФ), поэтому необходимо будет ориентироваться на нормы, установленные данными актами, а также отслеживать их изменения.
*****
Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации в отношении изменений законодательства в период установленных в связи с эпидемиологической ситуацией ограничений и изменений.