Tax Alert 18.12.2019

Верховный Суд разрешил принимать к вычету НДС по рекламным материалам, не являющимся товарами

Опубликовано Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.12.2019 по делу № А43-5424/2018 (ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»), в котором был рассмотрен вопрос о праве налогоплательщика принимать к вычету НДС по рекламной продукции, используемой для продвижения реализуемых им товаров.

Обстоятельства дела

Между Обществом и поставщиком заключен договор на изготовление рекламной продукции (каталогов, листовок, стопперов и буклетов), стоимость единицы каждого вида которой не превышает 100 руб. Суммы НДС, предъявленные поставщиком по указанному договору, Общество приняло к вычету.
Суды трех инстанций поддержали вывод налогового органа об отсутствии оснований для применения вычетов на том основании, что спорная рекламная продукция не предназначена для использования в облагаемых НДС операциях, так как не имеет потребительской ценности, не отвечает признакам товара, а значит ее передача не образует объекта налогообложения НДС независимо от величины расходов на ее приобретение.

Позиция Судебной коллегии

Судебная коллегия отменила судебные акты нижестоящих судов в оспариваемой части и направила дело на новое рассмотрение в силу следующих обстоятельств:

1. По своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом, системно взимаемым на каждой стадии производства и реализации до передачи потребителю исходя из цены, добавленной на каждой из стадий, и перелагаемым на потребителя в цене реализуемых им товаров (работ, услуг). Это означает право налогоплательщика вычесть из НДС, исчисленного при совершении собственных облагаемых операций, суммы НДС, предъявленного контрагентом.

2. Право налогоплательщика принимать к вычету НДС в связи с осуществлением расходов на рекламу не должно зависеть от вида и способа ее распространения – без передачи рекламных материалов потребителю или посредством такой передачи. Иное не отвечает принципу нейтральности НДС, ставя в неравное положение субъектов, осуществляющих аналогичные облагаемые НДС операции в зависимости от формы привлечения внимания потребителей к своей деятельности и к реализуемым товарам.

3. Вычеты НДС по товарам (работам, услугам), которым напрямую не корреспондируют облагаемые НДС операции (издержки «общего характера»), допустимы, если затраты направлены в целом на обеспечение деятельности налогоплательщика, предполагающей совершение облагаемых НДС операций.

4. Смысл освобождения от НДС передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб., состоит в исключении необходимости исчисления НДС в отношении товаров незначительной стоимости в дополнение к налогу, исчисляемому при реализации рекламируемых товаров (работ, услуг). При этом пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не препятствует принятию к вычету «входящего» НДС, так как не распространяется на случаи передачи покупателям рекламных материалов, не являющихся товарами.

При новом рассмотрении дела суды должны будут оценить доводы Общества о наличии взаимосвязи между расходами на приобретение рекламной продукции и обеспечением облагаемой НДС деятельности с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ.

Выводы и рекомендации

Верховным Судом РФ даны разъяснения по вопросам, возникающим у налогоплательщиков в связи с приобретением и использованием в своей деятельности рекламных материалов.

Важным выводом является то, налогоплательщик вправе принимать к вычету «входящий» НДС в отношении рекламных материалов, не отвечающих признакам товаров, поскольку приобретение такой продукции неразрывно связано с облагаемыми НДС операциями по реализации рекламируемых товаров (работ, услуг). Этот вывод имеет принципиальное значение для торговых организаций, которые несут существенные затраты на приобретение рекламной продукции для передачи потребителям.

Ранее Минфин России и суды занимали категоричную позицию о невозможности заявления вычетов в такой ситуации (см., например, Письма Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626, от 19.09.2014 № 03-07-11/46938, Постановление АС Северо-Западного округа от 29.01.2016 по делу № А56-10090/2015 ООО «Интернэшнл Вайнил Компани-Восток»).

С принятием Определения Верховного Суда РФ у налогоплательщиков появились шансы отстоять позицию о правомерности принятия к вычету НДС, предъявленного при приобретении рекламных материалов, не являющихся товарами.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросу налогообложения НДС, а также оказать юридическую помощь в ведении споров по данному вопросу.