Tax Alert 21.07.2020

В Государственную Думу РФ внесен законопроект о «налоговом маневре» IT-отрасли

В четверг 16 июля 2020 в Государственную Думу РФ внесен широко обсуждаемый законопроект о «налоговом маневре» IT-отрасли.

Проект предлагает введение ряда мер, направленных на поддержку IT-компаний. По замыслу его разработчиков, поправки в НК РФ позволят установить налоговые условия для IT-бизнеса лучше, чем в таких привлекательных на сегодняшний день юрисдикциях, как индийская и ирландская.

Краткая история принятия поправок

23 июня 2020 года Президент РФ во время обращения к гражданам России объявил о необходимости поддержки IT-отрасли.

8 июля 2020 года был опубликован Перечень поручений Правительству РФ, которым, в частности, предусмотрено внесение до 24 июля 2020 года изменений в законодательство РФ, направленных на установление объявленных мер поддержки. Ответственным назначен Председатель Правительства РФ — Мишустин Михаил Владимирович.

9 июля 2020 года состоялась встреча Председателя Правительства РФ с представителями крупнейших IT-компаний РФ, на которой обсуждались перспективы развития отрасли и необходимые участникам рынка меры поддержки.

16 июля 2020 года Министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании Правительства РФ анонсировал предстоящие поправки в налоговое законодательство. В этот же день Минфином России был представлен и внесен в Госдуму РФ от имени Правительства РФ Законопроект № 990337-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее также – «Проект», «Законопроект»).

Содержание «налогового маневра»

Предложенные Проектом меры налоговой поддержки IT-отрасли должны были коснуться только организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий (далее – «IT-организации»). Но в последний момент было принято решение распространить данные меры также на организации, осуществляющие проектирование и разработку изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

НДС

Скорректирован пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. На основании предложенной редакции освобождаться будут операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на их использование на основании лицензионного договора, а также путем предоставления удаленного доступа к таким программам для ЭВМ и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Освобождение не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через Интернет), если такие права связаны с (i) распространением рекламы в Интернете и/или получением доступа к ней, (ii) размещением объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг) и имущественных прав в Интернете, (iii) поиском информации о потенциальных контрагентах и (или) заключением с ними сделок.

Положения действующей редакции пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, касающиеся реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), перенесены в отдельный подпункт 261 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Налог на прибыль

Для IT-организаций устанавливается общая ставка по налогу на прибыль в размере 3% (3% — в федеральный бюджет, 0% — в региональный).
Право на применение пониженной ставки получат IT-организации, которые будут отвечать требованиям, аналогичным тем, которые в настоящее время установлены для применения пониженных тарифов страховых взносов:

  • доля доходов от деятельности в сфере IT – не менее 90%;
  • среднесписочная численность работников организации – не менее 7 человек;
  • получение госаккредитации для IT-организаций.

При определении доли доходов не учитываются доходы от предоставления прав на программы для ЭВМ и базы данных, которые поименованы как не подлежащие освобождению от налогообложения НДС.

При этом, согласно Проекту, с 01 января 2021 года утрачивает силу п. 6 ст. 259 НК РФ, устанавливающий возможность IT-организаций не применять общий порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, а признавать такие расходы в качестве материальных в полной сумме по мере ввода техники в эксплуатацию.

Страховые взносы

С 2021 года для IT-организаций на бессрочный период устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 % (на обязательное пенсионное страхование — 6 %, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 %, на обязательное медицинское страхование — 0,1 %).

Критерии для применения пониженных тарифов, в целом, остались прежними. Но появился ряд дополнений. Как и для пониженной ставки по налогу на прибыль вводится ограничение по виду выручки, учитываемой при определении доли дохода от IT-деятельности (не менее 90%). Также не смогут учитываться доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от IT-деятельности.

НДФЛ

Установлено, что физические лица, находившиеся на территории РФ в 2020 году от 90 до 182 дней включительно, получают право признать себя российскими налоговыми резидентами в 2020 году на основании подаваемого в налоговые органы заявления. Заявление на реализацию указанного права подается в свободной форме вместе с декларацией по НДФЛ.

Эта мера напрямую к «налоговому маневру» IT-отрасли не относится, однако она обсуждалась вместе с мерами поддержки IT и внесена в данный законопроект.

Право на получения резидентства по заявлению от лиц, проживающих на территории РФ более 90 дней, по словам Министра финансов Антона Силуанова, направлено на привлечение в страну граждан, «которые готовы здесь работать, развивать бизнес и становиться налоговыми резидентами». Данная мера может быть полезна, например, для специалистов, работающих удаленно из разных точек мира.

Анализ нововведений

Попытки изменить пп.26 п.2 ст. 149 НК РФ предпринимались с момента внесения на рассмотрение Государственной Думой РФ Законопроекта о введение на территории РФ «налога на Google». Несмотря на то, что до последнего момента эта норма не изменялась, было очевидно, что ее редакция допускает достаточно широкий спектр применения, который не отвечал видению представителей власти о пределах государственной поддержки оборота и распоряжения исключительными правами на объекты интеллектуальной деятельности. Данное освобождение от НДС рано или поздно должно было претерпеть изменение с учетом активного темпа развития информационных технологий и методов их коммерциализации. На практике налоговые органы, признавая необоснованным применение данной «льготы», занимали позицию, что предоставление тех или иных сервисов в Интернете, программах для ЭВМ и баз данных являются инструментами для оказания определенных услуг, а не выступают предметом интереса для пользователя.

В предлагаемой редакции пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ вопрос методологических споров о пределах применения освобождения по всей видимости будет закрыт.

Прежде всего для получения данной преференции программы для ЭВМ и (или) базы данных должны пройти отбор для их включения в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, критерии которого установлены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Можно предположить, что теперь уровень контроля за соответствием объектов критериям для попадания в реестр возрастет, как и интерес к данному реестру со стороны организаций-правообладателей. Все это делает данную меру поддержки более «адресной» и «национальной». Использовать её смогут только те правообладатели, которые не имеют преобладающего иностранного участия (доля прямого и (или) косвенного участия менее 50 процентов).

И, наконец, норма прямо исключила из сферы освобождения значительный пул сервисов, в отношении которых возникало наибольшее количество методологических споров о праве на применение льготы. Можно предположить, что в основу перечня исключений положены те сервисы, которые в настоящий момент составляют основную часть видов услуг, оказываемых в электронной форме иностранными организациями. Как показывает наблюдение, многие российские организации продолжали «бороться» за свое право на применение освобождения от НДС как на единственный доступный способ снижения налоговой нагрузки при продвижении своих продуктов на российском рынке, в то время как иностранные провайдеры схожих по функционалу продуктов с появлением «налога на Google» увеличили цены на сумму НДС и стали уплачивать его в бюджет РФ.

Теперь право на освобождение ставится в зависимость не от того, права на использование какого объекта предлагаются пользователю, а от того, в чем состоит объем этих прав и для какой цели они служат. Такая постановка вопроса значительно упрощает работу налоговых органов при обосновании отказа для применения данной преференции. Законодатель в свою очередь дает понять, что область электронной коммерции, исключенная из состава льготируемой, не является предметом государственной поддержки и поощрения ее развития. В результате следует ожидать подорожания цен на 20% в отношении этого перечня программных продуктов.

Снижение ставки по налогу на прибыль в большей степени выглядит как приглашение IT-компаниям с «российскими корнями» вернуться в РФ. В совокупности со снижением тарифов по страховым взносам это действительно создает одни из наиболее благоприятных с точки зрения налоговой нагрузки условий для ведения IT-деятельности. Вместе с тем размер налоговых обязательств был не единственной причиной для «миграции» или выбора иностранных юрисдикций в качестве места инкорпорации. Поэтому сложно утверждать, что одного лишь налогового маневра будет достаточно для реализации амбициозного плана по превращению российской юрисдикции в самую привлекательную для IT-индустрии.

В отношении поправок уже сейчас возникает ряд вопросов. Например, в части пониженных тарифов страховых взносов. С учетом вводимых изменений складывается ситуация, при которой IT-специалист в организации, создающей и совершенствующей торговую онлайн-платформу или программный продукт, служащий для целей онлайн рекламы, будет иметь совершенно иной режим обложения страховыми взносами по сравнению с аналогичным специалистом, работающим над продуктом, доходы от которого не попали в исключение. Если с точки зрения ограничения освобождения от НДС такая дифференциация доходов выглядит объяснимой, то с точки зрения цели введения пониженных тарифов страховых взносов и объекта их обложения такое разграничение вызывает сомнения.

Это неизбежно подтолкнёт участников рынка к реструктуризации своего бизнеса с целью получения той меры государственной поддержки, которая направлена именно на сохранение интеллектуального потенциала в лице таких высококвалифицированных кадров. Для многих это, возможно, останется единственным реальным налоговым послаблением. Однако не стоит сомневаться, что в подобных случаях налоговые органы будут усматривать в этом намеренные действия по созданию условий для получения налоговых преференций, или как это принято называть, «дробление бизнеса» со всеми вытекающими негативными последствиями.

Правительство РФ источником компенсации потерь выпадающих доходов бюджетной системы от снижения ставки по налогу на прибыль видит дополнительные поступления от НДС в связи с корректировкой пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Но вот для участников рынка, особенно владельцев онлайн платформ и сервисов для рекламы в сети Интернет, источник компенсации потерь разглядеть в мерах поддержки не просто.

Учитывая то, с каким размахом формировался данный законопроект до его передачи в Государственную Думу РФ, нет сомнений, что он будет принят в самое ближайшее время. Маловероятно, что он претерпит какие-либо изменения в части НДС и налога на прибыль.

Поэтому уже сейчас целесообразно предпринимать меры для подготовки к новым правилам и оценивать свои перспективы на получение тех преференций, которые предоставляет Законопроект.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» внимательно отслеживают все изменения в законодательстве и развитие правоприменительной практики в области электронной коммерции. Мы готовы предоставить консультации, а также оказать юридическую помощь в ведении судебных споров и налоговых споров на досудебной стадии по данному вопросу.