Tax alert 23.04.18

23.04.2018
Алерты /

В Госдуму внесен законопроект, вносящий изменения в часть первую и вторую НК РФ.

16.04.2018 в Государственную Думу был внесен Законопроект№ 442400-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект).

Его основная идея заключается в необходимости устранения неопределенностей и формирования единообразного подхода налогообложения в отношении некоторых операций, связанных с выходом из дочерних обществ и их ликвидацией, с возвратом средств финансирования, а также уточнения отдельных правил международного налогообложения, в частности, применения концепции фактического права на доход и правил КИК.

Основные положения Законопроекта

Одно из нововведений направлено на устранение неопределенности в отношении статуса выплат при ликвидации организации, осуществляемых в пользу акционеров ликвидируемой организации.

С этой целью к дивидендам в ст. 43 НК РФ предлагается также отнести доход в виде имущества, имущественных прав, который получен участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками (акционерами) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) стоимость акций (долей, паев) такого хозяйственного общества (товарищества) или иностранной организации.

Одновременно поправки в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ позволяют применять ставку в отношении таких ликвидационных выплат, при условии, что на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации, получающая организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладов (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей организации.

Также Законопроектом предлагается ограничить сумму пеней, начисленных на недоимку, размером самой недоимки. Уточняется, что пеня начисляется по день фактической уплаты налога включительно. Помимо этого, вводится новое правило, согласно которому не начисляются пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате применения нерыночных условий в контролируемых сделках, если величина недоимки одной стороны контролируемой сделки равна сумме излишне уплаченного налога, подлежащего возврату (зачету) другой стороне в результате применения симметричных корректировок. Однако в том случае, если сумма недоимки превышает сумму излишне уплаченного налога, пени начисляются на сумму такого превышения.

Аналогичный подход устанавливается относительно штрафов по ст. 129.3 – если сумма неуплаченного налога превышает сумму налога, подлежащую возврату (зачету) российской организации – другой стороне контролируемой сделки в результате применения симметричных корректировок, сумма штрафа исчисляется исходя из суммы такого превышения. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности при применении симметричной корректировки до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта применения в контролируемых сделках таких условий либо о назначении налоговой проверки.

Вносимые поправки касаются в том числе и КИК, в частности, предлагается дополнить перечень условий, при которых лицо не признается контролирующим лицом КИК. Согласно действующей редакции лицо не признается контролирующим лицом КИК, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Законопроектом предлагается не признавать лицо контролирующим лицом КИК также и в случае, если его участие в ней реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в другой иностранной организации, акции которой допущены к обращению на иностранных фондовых биржах в странах-членах ОЭСР; при этом должны одновременно выполняться следующие условия:

§     доля прямого и (или) косвенного участия контролирующего лица в этой другой иностранной организации не превышает 50 процентов;

§     доля обыкновенных акций, допущенных к обращению в совокупности по всем таким иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала иностранной организации, сформированного за счет обыкновенных акций.

При этом может применяться как комбинация этих двух способов, так и каждый по отдельности.

Изменения, вносимые в гл. 25 НК РФ

Законопроектом вносятся в том числе следующие поправки в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В список не учитываемых в целях налога на прибыль доходов, указанных в п. 1 ст. 251 НК РФ, предлагается включить доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, участником (акционером) которого такая организация является, в пределах суммы вкладов в виде денежных средств в имущество, ранее полученных от этой организации. Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, целью поправки является установить подход к налогообложению операций по возврату организацией средств участнику (акционеру) в пределах ранее осуществленных таким участником (акционером) инвестиций, аналогичный тому, который применяется при возврате суммы вклада в уставный капитал.

Одновременно в ст. 309 НК РФ вводится норма, согласно которой такие «доходы» не подлежат обложению налогом у источника выплаты.

В п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам предложено приравнять убыток, возникающий у участника при ликвидации организации (в том числе в результате банкротства) и определяемый как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли.

В п. 2 ст. 277 вносятся изменения, связанные с выходом из дочерних обществ и их ликвидацией. Таким образом, при выходе из организации доходы участника (акционера) определяются исходя из рыночной стоимости получаемого им имущества (имущественных прав) на момент его получения за вычетом фактически оплаченной стоимости акций (долей). Имущество (имущественные права), полученное при выходе (выбытии) из общества или при ликвидации организации принимается к учету по рыночной стоимости.

Также Законопроектом предлагается упростить порядок признания физических лиц и отдельных категорий организаций фактическими получателями дохода согласно п.1.2 ст. 312 НК РФ.

Анализ нововведений. Выводы и рекомендации

Поправки, направленные на устранение неопределенности в отношении статуса выплат, осуществляемых в пользу акционеров при выходе из общества или при распределении имущества ликвидируемой организации, должны способствовать устранению ряда сомнений в отношении правовой квалификации таких выплат, возникающих на практике.

*****

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по применению налогового законодательства, а также оказать юридическую помощь в ведении споров в области налогового права.