Tax alert 28.04.16

Верховный Суд признал незаконной проверку цены в неконтролируемых сделках территориальным налоговым органом

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 308-КГ15-16651 от 11.04.2016 по делу №А63-11506/2014 (далее – Определение КЭС ВС РФ) сделан вывод об отсутствии у территориального налогового органа полномочий для проверки цен в сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами, в рамках выездной налоговой проверки.

Суть спора

Общество в 2012 году заключало договоры поставки сжиженного газа с взаимозависимыми лицами по ценам, ниже минимальной рыночной цены, рассчитанной Инспекцией.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, соглашаясь с доводами Инспекции, указали, что контроль соответствия цен, примененных в сделках, не отвечающих признакам контролируемых, может быть предметом выездных и камеральных проверок.
Коллегия ВС РФ признала судебные акты апелляции и кассации принятыми с существенными нарушениями норм материального права и подлежащими отмене в силу двух следующих обстоятельств, имеющих важнейшее значение при разрешении аналогичных споров:
по сравнению с порядком регулирования цен в сделках, установленным ст. 40 НК РФ, положения раздела V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Такие полномочия предоставлены исключительно ФНС России. Основанием для такого вывода послужили, в частности, доводы о специально установленных процедурах проведения контроля за ценами, а именно: особенностях в сроках проведения такого рода проверок, ограничения по количеству проверок, возможность заключения соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку.
Инспекция в ходе проверки не установила, помимо взаимозависимости сторон, иных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии разумных экономических оснований совершения сделок и, как следствие, получения Обществом необоснованной налоговой выгоды. Вместе с тем, как прямо указано в анализируемом Определении КЭС ВС РФ, «взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами.».
Исходя из этого, коллегия судей постановила, что при проведении выездной налоговой проверки Инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании главы 14.3 НК РФ корректировку цен по сделкам Общества.

Выводы и рекомендации

Возможность проверки цен в сделках между взаимозависимыми лицами по правилам раздела V.1 НК РФ в рамках выездных и камеральных проверок до сих пор является не до конца разрешенным вопросом.
Как правило, проверяющие руководствуясь позицией, изложенной в Письме Минфина РФ от 18 октября 2012 №03-01-18/8-145[1], приходят к выводу о том, что исключительная компетенция ФНС по проверке цен в сделках, установленная ст. 105.17 НК РФ, относится лишь к контролируемым сделкам, в то время как проверка цен в неконтролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, может быть осуществлена территориальным налоговым органом в рамках камеральных и выездных проверок.
Верховный Суд РФ в Решении № АКПИ15-1383 от 01.02.2016 по делу ООО «Минводы-Кровля» не нашел оснований для признания данного подхода незаконным, указав, что данная позиция не выходит за рамки адекватной интерпретации положений налогового законодательства и не противоречит пунктам 2, 3 ст. 105, п. 1 ст. 105.17 НК РФ.
На сегодняшний день суды при рассмотрении доводов налогоплательщика о неправомерности корректировки цен в рамках выездных и камеральных проверок в большинстве случаев указывают на необходимость доказывания налоговым органом факта получения сторонами сделки необоснованной налоговой выгоды для целей применения раздела V.1 НК РФ к неконтролируемым сделкам [2].
В проанализированном нами Определении КЭС ВС РФ содержится вывод об исключении из числа сделок, подлежащих контролю в порядке, предусмотренном разделом V.1 НК РФ, тех сделок, которые не подпадают под критерии контролируемых. Подход, выраженный в этом Определении КЭС ВС РФ, может использоваться при оспаривании доначислений, которые произведены налоговыми органами при проверках цен в неконтролируемых сделках в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.
Однако необходимо учитывать, что КЭС ВС РФ не исключила возможности для территориальных налоговых органов производить налоговые доначисления в случаях, если факт получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, в результате применения нерыночных цен, доказан налоговым органом.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» следят за развитием судебной и административной практики, готовы предоставить консультации по вопросам применения правил ТЦО к сделкам между взаимозависимыми лицами, а также оказать юридическую помощь в ведении подобных споров.


[1] Аналогичная позиция изложена: в Письме Минфина и ФНС России от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ ФНС России от 16 июня 2015 г. N ЕД-2-13/710@; Письме ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ЕД-4-2/17078@.
[2] См: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2016 года по делу № Ф06-5613/2016 по ООО «ПИЩЕТОРГ», Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2016 года № А70-2021/2015 по ООО «Компания Тоникс», Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2015 года по делу № А72-5720/2015по ЗАО «Капитал+», Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.102015 г. N Ф10-3092/2015 по ООО «Сталь-Конструкция А», Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2015 года по делу № А26-7861/2014 по ООО «ГРАНИТДОМДОРСТРОЙ», Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2015 года по делу № А03-11074/2014 по ООО «Билер», Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2014 г. по делу № А72-16907/2013 по ООО «Инзатекс» и др.