Tax alert 30.06.16

Президентом подписан закон, обязывающий юридических лиц, действующих в России, идентифицировать и раскрывать своих бенефициарных владельцев 

15 июня 2016 г. Совет Федерации РФ одобрил проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (законопроект №965365-6, далее — Закон).
Закон вводит обязанность юридических лиц устанавливать, обновлять, хранить информацию о своих бенефициарных владельцах, а также предоставлять уполномоченным органам данную информацию по их запросу. За невыполнение требований уполномоченных органов о предоставлении данных о бенефициарах предусмотрена административная ответственность.

Основные положения Закона:

В Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» вводится статья 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах», устанавливающая:

  • обязанность юридического лица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать достаточные и доступные меры для их идентификации;
  • обязанность не реже одного раза в год, обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и фиксировать её;
  • обязанность в течение 5 лет хранить информацию о бенефициарных владельцах и о принятых мерах для их идентификации;
  • обязанность юридических лиц представлять документально подтверждённую информацию о своих бенефициарных владельцах по запросу налогового органа, а также уполномоченных государственных органов в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Юридическое лицо вправе запрашивать у своих учредителей, участников или иных контролирующих его лиц информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, а контролирующие лица, в свою очередь, обязаны предоставлять всю имеющуюся у них информацию для установления бенефициарных владельцев этого юридического лица.
Законом прямо предусмотрено, что информацию о бенефициарных владельцах юридических лиц вправе запрашивать, в том числе налоговые органы.
При этом обязанность по определению бенефициарных владельцев не распространяется, в том числе на:

  • государственные корпорации;
  • организации, в которых доля участия РФ составляет более 50%;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с российским законодательством о ценных бумагах;
  • иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже;
  • иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Закон также дополняет КоАП РФ новыми положениями (ст. 14.251 КоАП РФ), устанавливающими административную ответственность за нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах:

  • для должностных лиц – штраф от 30 тыс. руб.  до 40 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – штраф от 100 тыс. руб.   до 500 тыс. руб.;

Закон вступит в силу в течение 180 дней после его официального опубликования. Кроме того, отдельные вопросы, в частности, порядок и сроки предоставления информации уполномоченным органам, будут определены соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Выводы и рекомендации

Введение законопроекта, в целом, коррелирует как с российскими тенденциями деофшоризации, так и с мировой практикой создания налоговой прозрачности и «стеклянного мира» (Директива ЕС о борьбе с отмыванием доходов, в рамках которой к середине 2017 года европейские компании будут должны сообщить о своих бенефициарах в национальные реестры, разработанный ОЭСР Common Reporting Standard и т.д.).
Однако на практике возникнет вопрос исполнимости данного закона в условиях, когда ресурсы организаций по определению конечного бенефициара действительно ограничены. Концепция «налоговой прозрачности» и обязанность по определению иностранных бенефициаров уже фактически введена в ст. 312 НК РФ для случаев применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения (СоИДН) в отношении «пассивных доходов». Так, в частности, с 01.01.2017 иностранные материнские компании должны будут сообщить о наличии фактического права на доход до фактической выплаты российской компанией дивидендов для целей применения льготных ставок по международным соглашениям.
Специалисты компании «Щекин и партнеры» внимательно следят за процессом имплементации данных положений в законодательство, а также за появлением разъяснений и подзаконных актов по данному вопросу.