Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №184

1. Международные новости

  • Руководители налоговых администраций БРИКС договорились о сотрудничестве в области цифровизации налогового администрирования.
  • ОЭСР опубликовала обзор о внедрении страновых отчетов в 131 юрисдикции.

2. Изменения законодательства

  • С 1 января 2022 года уточнены и дополнены меры ответственности для организаций финансового рынка и их клиентов за непредставление (неполное или недостоверное предоставление) данных в рамках автоматического обмена финансовой информацией.

3. Проекты нормативных правовых актов

  • ФНС России планирует обновить перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами и финансовой информацией.

4. Письма Минфина России

  • Целью подачи в налоговый орган уведомлений о контролируемых сделках является информирование о фактах их совершения. Налоговый орган не обязан проверять уведомления на предмет соответствия указанных в них цен рыночным ценам. Решение о проведении проверки контролируемых сделок выносится отдельно, не позднее чем через 2 года со дня представления соответствующего уведомления.
  • В уведомлении об участии в международной группе компаний отражается информация о входящих в нее лицах по состоянию на дату окончания отчетного периода.
  • Заключение сделок по ценам, многократно отклоняющимся от рыночных, может учитываться в рамках выездной и камеральной налоговых проверок в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

5. Судебная практика

5.1. Контролируемые сделки

5.1.1. Уведомление о контролируемых сделках

  • Двухлетний срок для назначения налоговой проверки контролируемой сделки при подаче уточненного уведомления исчисляется с даты его представления.

5.2. Неконтролируемые сделки

5.2.1. Применение оценочной экспертизы

  • Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение, поскольку при назначении нескольких судебных экспертиз нижестоящие суды не устранили имеющиеся между ними противоречий ни путем предоставления предпочтений одной из них, ни посредством проведения повторных экспертиз.

5.2.2. Искусственное сохранение права на УСН

  • Искусственное сохранение права на применение УСН путем занижения дохода по сделкам реализации объектов недвижимого имущества является признаком необоснованной налоговой выгоды, что влечет за собой перерасчет доходов по рыночной стоимости и доначисление налогов по ОСНО.
  • Приобретение имущества у взаимозависимых лиц по заниженной стоимости приводит к получению экономической выгоды в виде разницы между рыночной и фактической стоимостью, что учитывается при расчете лимита доходов для применения УСН и при его превышении влечет за собой доначисление налогов по ОСНО.

5.2.3. Применение правил раздела V.1 НК РФ при исчислении НДС

  • При безвозмездной передаче недвижимого имущества в пользование инспекция правомерно определила налоговую базу по НДС на основании аналогичного договора аренды недвижимости, заключенного между налогоплательщиком и независимым контрагентом.

5.2.4. Реализация через цепочку посредников

  • Суд признал недоказанным вывод налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды при предоставлении помещений в аренду контрагентам, которые, в свою очередь, предоставляли их в субаренду конечным арендаторам.

5.2.5. Затратный метод

  • Применение налоговым органом затратного метода для определения рыночной цены в отсутствие возможности определить сопоставимые сделки ввиду уникальности товара правомерно.

5.2.6. Метод цены последующей реализации

  • Метод цены последующей реализации подлежит применению только в случае перепродажи товара.

5.2.7. Многократность отклонения от рыночной цены

  • Завышение в сделках между взаимозависимыми лицами стоимости аренды по сравнению с рыночной более чем в 10 раз в сделках является многократным и свидетельствует о получении налогоплательщиком-арендатором необоснованной налоговой выгоды.