Дайджест новостей в области трансфертного ценообразования №190

1. ТЦО в России

1.1. Изменение законодательства РФ

  • Федеральным законом от 31.07.2023 № 389 внесены изменения в порядок проведения взаимосогласительной процедуры.
  • Федеральным законом от 27.11.2023 № 539 внесены существенные изменения в регулирование ТЦО.

1.2. Российская судебная практика

1.2.1. Контролируемые сделки

1.2.1.1. Срок назначения проверки

  • Двухлетний срок для назначения ФНС России проверки контролируемых сделок в случае подачи уточненного уведомления, не содержащего значимых корректировок, должен исчисляться с даты представления первоначального уведомления.

1.2.2.  Неконтролируемые сделки

1.2.2.1.Применение оценочной экспертизы

  • Оценка рыночной стоимости объекта должна осуществляться в отношении анализируемого периода. При этом количество сопоставимых объектов определяется оценщиком самостоятельно.
  • Суды признали правомерным определение налоговым органом рыночной стоимости транспортных средств на основе отчетов специалиста, который проводил оценку на основе актов приема-передачи спорных объектов с применением сравнительного метода.

1.2.2.2. Необоснованная налоговая выгода в результате применения нерыночных цен

  • Налоговый орган установил получение налогоплательщиком неправомерной налоговой экономии путем манипулирования ценами в договорах аренды имущества, ранее принадлежавшего ему на праве собственности, с взаимозависимыми лицами.

1.2.2.3.Сопоставимость сделок для определения рыночной цены

  • Суд признал природную и обогащенную песчано-гравийные смеси однородными для целей применения метода сопоставимых рыночных цен.

1.2.2.4. Реализация по заниженным ценам покупателю, применяющему льготный режим налогообложения (пониженную ставку налога)

  • Метод цены последующей реализации не подлежит применению, если между приобретением и дальнейшей реализацией объектов имеется существенный временной промежуток (год и более).
  • Использование экспертами источников информации, не являющихся официальными, при определении рыночной стоимости объектов оценки само по себе не влечет за собой незаконность заключений экспертов.
  • Метод сопоставимой рентабельности может применяться для определения рыночного диапазона рентабельности по сделкам с лицами, применяющими УСН.

1.2.2.5. Таможенная стоимость и ТЦО

  • Таможенная стоимость не может использоваться в качестве рыночной цены товара для целей налогообложения.
  • ТЦО-документация является достаточным подтверждением правомерности определения таможенной стоимости товара.

2. ТЦО в иностранных юрисдикциях

2.1. Новости иностранных юрисдикций в сфере ТЦО

2.1.1. Подготовка ТЦО-документации

  • Налоговое управление Кипра уточнило правила о подготовке минимальной ТЦО-документации.
  • В Великобритании обновлены требования к подготовке ТЦО-документации.
  • Минфин Сенегала уточнил требования к ТЦО-документации.

2.1.2. Подготовка страновой отчетности

  • Европейская комиссия направила уведомления семнадцати странам – членам ЕС о нарушении срока информирования о национальных мерах по имплементации Директивы ЕС 2021/2101 о публичной страновой отчетности.
  • Минфин Румынии уточнил требования к публичной страновой отчетности.
  • Главное управление по налогам Марокко обновило Руководство по страновой отчетности.
  • Германия, Хорватия, Люксембург и Португалия имплементировали Директиву ЕС о публичной страновой отчетности.

2.1.3. Обмен страновой отчетностью

  • Служба внутренних доходов США подтвердила вступление в силу Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами с Германией с 04.04.2023.
  • Великобритания отменяет предварительное уведомление о подготовке страновой отчетности и обновляет Руководство по международному обмену страновой отчетностью.
  • Сингапур включил Арубу в перечень юрисдикций, с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами.
  • Франция обновила перечень юрисдикций, на которые распространяется освобождение от представления странового отчета. Россия исключена из данного перечня.
  • Барбадос и Багамские Острова обновили перечень юрисдикций, с которыми поддерживаются отношения по обмену страновыми отчетами.

2.1.4. Обмен финансовой информацией

  • Ангилья приостанавливает обмен налоговой информацией с Россией и Беларусью.
  • Бельгия и Норвегия не обмениваются налоговой информацией с Россией.
  • Украина завершила техническую подготовку к автоматическому обмену финансовой информацией в соответствии с CRS и страновой отчетностью.
  • Армения ратифицировала Многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.
  • Скандинавские страны подписали новое соглашение об автоматическом обмене информацией.
  • Бельгия, Панама и Гернси обновили перечень юрисдикций, с которыми осуществляется обмен финансовой информацией в соответствии с CRS.
  • Налоговая и таможенная администрация Соединенного Королевства опубликовала программный документ в отношении правил отчетности для цифровых платформ.
  • Минфин Австрии обновил руководство по применению Директивы DAC6.
  • Конституционный Суд Бельгии признал правомерным освобождение юристов от уведомления иных посредников об обязательствах в соответствии с Директивой DAC6.
  • Государственный совет Бельгии признал недействительным Королевский указ, устанавливающий административные санкции за нарушение положений Директивы DAC6.
  • Администрация прямых доходов Люксембурга уточнила разъяснения с учетом решения Суда ЕС об освобождении юристов, заявляющих о применении профессиональной тайны, от уведомления иных посредников об обязательствах в соответствии с Директивой DAC6.
  • Налоговая администрация Ирландии выпустила руководства по применению Директивы DAC7 и по автоматическому обмену информацией.
  • Мальта выпустила руководство по отчетности в соответствии с Директивой DAC7.
  • Европейский парламент одобрил внесение поправок в Директиву DAC8 в части обязанности поставщиков услуг, связанных с криптоактивами, информировать компетентные органы о транзакциях клиентов – резидентов ЕС.

2.1.5. Взаимосогласительная процедура

  • Минфин Грузии утвердил порядок проведения взаимосогласительной процедуры.
  • Израиль выпустил новое руководство по взаимосогласительной процедуре.
  • Нидерланды и Швейцария подписали Взаимное соглашение об осуществлении арбитража в рамках взаимосогласительной процедуры.

2.1.6. Новости ОЭСР

  • ЭКОВАС принял Директиву о гармонизации правил ТЦО и Акт о взаимной административной помощи в налоговых вопросах.
  • Опубликованы комментарии, полученные ОЭСР в рамках общественного обсуждения Суммы B Pillar 1.
  • Глобальный форум опубликовал отчеты о соблюдении стандарта обмена информацией по запросу в отношении восьми юрисдикций.
  • Опубликованы комментарии, полученные в рамках общественного обсуждения механизмов борьбы с уклонением от налогообложения при установлении цен на полезные ископаемые, организованного ОЭСР и Межправительственным форумом.
  • ОЭСР обновила информацию о подписании Многостороннего соглашения компетентных органов об обмене страновой отчетностью.
  • ОЭСР опубликовала ежегодный сводный сборник независимых оценок в отношении страновой отчетности по 136 юрисдикциям.

2.1.7. Другие новости

  • Правительство Латвии утвердило обновленный перечень низконалоговых и безналоговых юрисдикций.
  • Налоговое управление Кипра признало метод сопоставимых рыночных цен приоритетным в отношении финансовых операций типа back-to-back.
  • Минфин Казахстана утвердил перечень источников информации о рыночных ценах.
  • Индия распространила действие правил «безопасной гавани» на 2022 –2023 финансовый год.
  • Минфин США поддержал внедрение Варианта А критерия определения сферы применения правил ТЦО в рамках правил Pillar I.

2.2. Судебная практика иностранных юрисдикций

  • Применение медианного значения установленного рыночного диапазона рентабельности для осуществления корректировки налоговой базы в отсутствие надлежащего обоснования такой необходимости неправомерно.
  • Суд Дании подтвердил правомерность корректировки налоговой базы исходя из показателя третьего квартиля рыночного диапазона рентабельности в связи с наличием у тестируемой компании значительного объема функций, активов и рисков.
  • При определении рыночного уровня комиссии за посредничество в приобретении товара необходимо учитывать характер такого посредничества.
  • Суд признал правомерными применение правил ТЦО для определения стоимости услуг, оказанных дочерней организацией в адрес материнской, по реализации продукции в соответствии с инструкциями последней.