Alert 30.03.2022
Приняты изменения налогового законодательства для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций
Опубликован Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ , который вносит многочисленные изменения, направленные на поддержку бизнеса и населения в условиях санкций.
По сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, Закон дополнен:
- изменениями в сфере трансфертного ценообразования;
- случаями применения заявительного порядка возмещения НДС;
- положениями об освобождении от ответственности за непредставление документов по КИК;
- уточнениями относительно расчета пени, освобождения доходов от НДФЛ, установления интервалов процентных ставок, расчета имущественных налогов.
По общему правилу Закон вступает в силу со дня официального опубликования (26.03.2022), однако для многих его положений установлены иные сроки.
Расчет пени
В период с 09.03.2022 по 31.12.2023 пени в повышенном размере 1/150 ставки рефинансирования начисляться не будут. В этом периоде процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в период просрочки ставки рефинансирования (п. 4 ст. 75 НК РФ, п. 2 ст. 1 Закона).
НДФЛ
Закон дополняет список не облагаемых НДФЛ доходов, установленный ст. 217 НК РФ.
Материальная выгода
От налогообложения освобождаются доходы физических лиц в виде материальной выгоды, полученные в 2021–2023 годах (пп. «в» п. 7 ст. 2 Закона дополняет ст. 217 НК РФ новым п. 90);
Освобождение распространяется на любую материальную выгоду, а не только от экономии на процентах, как было в законопроекте, принятом в первом чтении.
Проценты по вкладам
Освобождаются от налогообложения доходы в виде процентов, полученных в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках (пп. «г» п. 7 ст. 2 Закона дополняет ст. 217 НК РФ новым п. 91);
С 01.01.2022 скорректированы общие положения налогообложения дохода в виде процентов по вкладам: не облагаемая налогом сумма процентов рассчитывается с применением максимального значения ключевой ставки из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем налоговом периоде, а не ключевой ставки, действующей на 1 января соответствующего года (п. 1 ст. 214.2 НК РФ, п. 6 ст. 2 Закона).
Активы от КИК
Закон освобождает от налогообложения доходы в виде имущества и имущественных прав (далее – имущество), полученных в 2022 году в собственность от КИК, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) налогоплательщик должен был быть контролирующим лицом или учредителем КИК на 31.12.2021;
2) имущество принадлежало КИК на 01.03.2022;
3) одновременно с декларацией налогоплательщик должен подать заявление об освобождении дохода от налогообложения, содержащее информацию о соответствующем имуществе и КИК, включая стоимость имущества.
Освобождение действует вне зависимости от способа приобретения в собственность налогоплательщиком соответствующего имущества (пп. «б» п. 7 ст. 2 Закона дополняет ст. 217 НК РФ новым п. 60.2).
В случае передачи такого имущества в счет оплаты ценных бумаг или в оплату доли в уставном капитале, а также при дальнейшей продаже этого имущества и имущества, полученного от осуществления таких имущественных прав, расходами на приобретение ценных бумаг, доли, имущества будет являться стоимость имущества по данным учета КИК на дату получения налогоплательщиком данного имущества (имущественных прав), но не выше его рыночной стоимости на дату получения (п. 5 ст. 2 Закона дополняет соответствующими положениями ст. 214.1 НК РФ, п 8 ст. Закона – п. 2 и п. 2.6 ст. 220 НК РФ).
Эта льгота даст российским контролирующим лицам возможность перевести на себя активы иностранных структур без уплаты НДФЛ.
Закон расширил льготы по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, которая освобождала от налогообложения только доход в виде ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) российских организаций и государственных ценных бумаг, полученных от КИК.
Налог на прибыль
Учет процентов по долговым обязательствам
Устанавливаются особенности расчета предельной величины процентов для целей тонкой капитализации – положения п. 2 ст. 269 НК РФ применяются для включения в расходы в 2022 и 2023 годах процентов в отношении возникших до 01.03.2022 долговых обязательств со следующими особенностями:
- величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего периода, но не выше, чем по курсу на 01.02.2022;
- величина собственного капитала определяется без учета курсовой разницы с 01.02.2022 по последнее число отчетного периода, на который определяется коэффициент капитализации (ст. 4 Закона).
Устанавливаются более широкие интервалы предельных значений процентных ставок (п. 1.2 ст. 269 НК РФ), используемых для признания процентных доходов и расходов в контролируемых сделках в 2022–2023 годах (п. 11 ст. 2 Закона):
- 0–180% вместо 75–125% от ключевой ставки по обязательству в рублях между российскими лицами, признаваемому контролируемым в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (российские спецсубъекты);
- 0–180% вместо 75–125% от ключевой ставки по обязательству в рублях по другим контролируемым сделкам (где одной из сторон является иностранное взаимозависимое лицо);
- 0–7% вместо 4–7% от соответствующей ставки по обязательствам в иных валютах по контролируемым сделкам.
Таким образом, для целей налогообложения нулевая ставка будет разрешена как по контролируемым сделкам в виде рублевых займов, так и по займам в валюте.
Ранее такие периоды были установлены с 2020 года до 2021 года в рамках коронавирусных мер, за исключением абз. 3 пп. 1 п. 1.2. НК РФ: в редакции Закона, принятой в первом чтении, до 2023 года продлевался ранее установленный интервал по сделкам с взаимозависимыми иностранными лицами от 75 до 180 %. В финальной редакции Закона для 2022-2023 годов устанавливается отдельный интервал от 0 до 180%.
Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
Учет курсовых разниц
В 2022–2024 годах курсовую разницу по валютным обязательствам (в том числе по договорам банковского вклада) предлагается учитывать при расчете налоговой базы не ежемесячно, а по мере погашения указанной задолженности с целью исключения влияния на обязательства по налогу на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Соответствующие изменения вносятся в п. 4 ст. 271 и п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которым датой получения дохода (датой осуществления расхода) признается дата прекращения (исполнения) требований (п. 12 и 13 ст. 2 Закона).
Важно отметить, что в новом пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ речь идет о доходах в виде положительной курсовой разницы, возникшей в 2022–2024 годах, в то время как в пп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ – о расходах в виде отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023–2024 годах. Это соответствует порядку вступления данных норм в силу: изменения в ст. 271 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 4 ст. 5 Закона), а изменения в ст. 272 НК РФ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода, то есть для налога на прибыль – с 01.01.2023 (п. 2 ст. 5 Закона).
Такой порядок вступления в силу этих норм довольно сильно повлияет на налоговую базу в 2022 году: положительная курсовая разница будет формироваться только при погашении обязательств и требований, а отрицательная может учитываться ежемесячно. Поскольку курс валюты и, соответственно, курсовая разница – величины колеблющиеся, в отношении одного и того же обязательства / требования в одном месяце может возникать отрицательная разница, а в другом – положительная. Несбалансированность их начисления чревата искажениями.
Прощение долга иностранными лицами
В перечень не учитываемых при определении налоговой базы доходов включается доход в виде прекращенных в 2022 году обязательств по заключенным до 01.03.2022 с иностранной организацией или иностранным гражданином договорам займа / кредита либо по требованию, уступленному такой иностранной организации (или гражданину) до 01.03.2022 (п. 10 ст. 2 Закона дополняет ст. 251 НК РФ новым п. 21.5). Исключения из дохода в виде списанной кредиторской задолженности, приведенные в п. 18 ст. 250 НК РФ, дополняются соответствующим указанием (п. 9. ст. 2 Закона).
Таким образом, в 2022 году прощение «иностранного» долга по займу /кредиту (включая проценты) не будет облагаться налогом. При этом Закон расширил льготу по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, которая освобождала прощение долга только иностранными организациями (а не физическими лицами), а также уточнил порядок ее применения при прощении долга по уступленным требованиям – они не могут быть уступлены после 01.03.2022. Последнее правило препятствует злоупотреблению со стороны налогоплательщиков путем использования уступки требований российскими кредиторами в пользу иностранных с дальнейшим безналоговым прощением долга.
Действие этих положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли
В 2022 году организации могут перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли в середине года, то есть начиная с отчетного периода, а не по общему правилу с начала года. Соответствующие изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (ст. 286 НК РФ, п. 15 ст. 2 Закона).
Налоговая ставка для IT-компаний
Законопроект снижает для IT-компаний льготную ставку по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, с 3 до 0% на период с 2022 года по 2024 год (п. 1.15 ст. 284 НК РФ, п. 14 ст. 2 Закона). Действие данных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
НДС
Туристические услуги
Законопроект устанавливает нулевую ставку по НДС в отношении:
- услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объекта туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 01.01.2022 и включенного в соответствующий реестр. Нулевая ставка будет применяться в течение 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода таких объектов в эксплуатацию;
- услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Нулевая ставка будет применяться в течение 5 лет (по 30.06.2027 включительно), а в отношении ранее указанных объектов – до истечения 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода этих объектов в эксплуатацию (п. 1 ст. 164, ст. 165, ст. 167 НК РФ).
Соответствующие изменения вступают в силу с 01.07.2022 (п. 1–3 ст. 2 Закона).
Заявительный порядок возмещения НДС
Статья 176.1 НК РФ предусматривает особый порядок возмещения НДС – до завершения камеральной проверки соответствующей налоговой декларации. Закон дополняет п. 2 ст. 176.1 НК РФ подпунктом 8, устанавливающим право на применение заявительного порядка возмещения НДС за 2022–2023 годы для налогоплательщиков, в отношении которых на дату подачи соответствующего заявления одновременно соблюдаются следующие требования:
1) налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
2) в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о банкротстве (п. 4 ст. 2 Закона).
Такие налогоплательщики имеют право на заявительный порядок возмещения НДС без представления банковской гарантии или поручительства в сумме, не больше совокупной суммы налогов и страховых взносов за год, предшествующий году подачи заявления (п. 2.2 ст. 176.1 НК РФ).
Соответствующие изменения были внесены финальной редакцией Закона и вступают в силу со дня его официального опубликования (26.03.2022).
Трансфертное ценообразование
Повышение порога признания сделок контролируемыми
Закон предусматривает повышение с 60 до 120 млн рублей в год общего порога признания контролируемыми сделок с взаимозависимыми лицами, указанных в п. 1 ст. 105.14 НК РФ, в том числе сделок, совершаемых через посредников, сделок в области внешней торговли определенными товарами и сделок с резидентами офшоров.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона (26.03.2022).
Освобождение от ответственности в 2022–2023 годах
Пункт 1 ст. 129.3 НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа 40% за неуплату налога по контролируемым сделкам с применением нерыночных условий. Закон устанавливает, что указанные положения не применяются в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются с 01.01.2022 по 31.12.2023 (п. 5 ст. 1 Закона).
То есть налогоплательщики освобождаются от ответственности за 2022–2023 годы независимо от представления ими документации по ТЦО в соответствии с п. 2 ст. 129.3 НК РФ.
Сделки с контрагентами, применяющими инвестиционный налоговый вычет
Закон предусматривает исключение для признания контролируемыми сделок между российскими налогоплательщиками: сделки, в которых одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет, не будут признаваться контролируемыми в отношении доходов и расходов, признаваемых в 2022–2024 годах.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона (26.03.2022).
Освобождение от ответственности за непредставление документов по КИК в 2022 и 2023 годах
Статья 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли КИК, или за их представление с заведомо недостоверными сведениями:
- штраф в размере 500 тыс. рублей за непредставление данных документов по общему правилу – организациями вместе с декларацией по налогу на прибыль и физическими лицами вместе с уведомлением о КИК (п. 1.1 ст. 126 НК РФ);
- штраф в размере 1 млн рублей за непредставление подтверждающих документов по специальному запросу налогового органа (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).
Закон устанавливает, что эти штрафы не применяются в отношении подтверждения прибыли КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы. За данные годы документы подаются в 2022 и 2023 годах (п. 4 ст. 126 НК РФ, п. 4 ст. 1 Закона).
Транспортный налог
Законом предусматривается применение в 2022 году повышающего коэффициента «3» только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей (п. 16 ст. 2 Закона). Изменения распространяются на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2022 года (п. 2 ст. 362 НК РФ, п. 6 ст. 5 Закона).
В редакции Закона, принятой в первом чтении, изменения распространялись на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, то есть они не ограничивались одним налоговым периодом.
Имущественные налоги
В 2023 году для расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций будет применяться кадастровая стоимость недвижимости по состоянию на 01.01.2022, если она ниже кадастровой стоимости за по состоянию на 01.01.2023. Исключение устанавливается для случаев, когда увеличение кадастровой стоимости обусловлено изменением характеристик недвижимости (п. 2 ст. 375 НК РФ, п. 17. ст. 2 Закона). Эти дополнения вступают в силу с 01.01.2023.
По сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, Закон также вносит аналогичные положения для налога на имущество физических лиц и земельного налога (п. 1 ст. 403, п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 18 и 19 ст. 2 Закона).
*****
Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по поводу нововведений в законодательстве в период ограничений и изменений, установленных в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией.